Второй раз в тот же класс: репрессии от МОН - или ожидаемое улучшение

В МОН озвучили намерение оставлять учеников на второй год в том же классе - без согласия их родителей. Мол, так будет лучше для всех. Для кого - всех? Учителей, измученных постоянными изменениями учебных форматов или учеников и их родителей, для которых главный приоритет сейчас - просто выжить?

Руководители украинского образования без устали фонтанируют предложениями улучшить образовательный процесс и сделать его более качественным. Последняя инициатива - узаконить второгодников. В частности, на прошлой неделе образовательный омбудсмен Надежда Лещик предложила предоставлять школам право оставлять учащихся на второй год обучения в том же классе. Таким образом, будут компенсированы учебные потери.

Чтобы оставить школьника на второй год, достаточно одной из предпосылок. Это наличие начального уровня учебных достижений ребенка, длительного пропуска уроков или отсутствия в течение одного учебного семестра. Согласия родителей при этом никто не будет спрашивать.

Предлагаю разобрать инициативу по пунктам, чтобы хоть кого-то попытаться убедить в ее нелепости. Благие намерения считываются. Но работать это не будет. Немножко ликбеза. Во времена, когда в школе учился я, а это был СССР, оставить ученика на второй год - было наказанием, сильнее которого считалось разве что публичное исключение из пионеров. Собственно, в нашей школе, в городе Нежине, все это в основном шло в комплекте. Второгодник, даже не исключенный из пионеров официально, все равно по умолчанию не имел права носить пионерскую галстук. Не знаю, хотел ли, то другой вопрос.

На второгодников рисовали карикатуры в школьных газетах. В массовой культуре того времени они выставлялись потенциальными преступниками, которые прогуливают уроки, курят за школами...

На второгодников рисовали карикатуры в школьных газетах. В массовой культуре того времени они выставлялись потенциальными преступниками, которые прогуливают уроки, курят за школами, дружат с ПТУшниками и вытряхивают из отличников копейки. Ну а наш класс вообще уникален: когда мы учились в 7-м, нам привели третьегодника, вот! То есть, второгодник - лузер и пария, а третьегодник - тут уже вообще эпитетов не подобрать. Пропащая душа, которая должна досидеть в школе.

Восприятие оставленных на второй год сейчас вряд ли изменилось. Хотя как отец, не помню, чтобы в нашей школе кто-то где-то за десять лет хотя бы оговорился о перспективах быть оставленным на второй год. Допускаю, что данная проблема после распада СССР исчезла сама по себе. Это не значит, что стало меньше, скажем так, менее успешных учеников. Скорее всего, оставлять таковых на дополнительный год - для педагогов означало еще на год портить себе и без того расшатанные нервы. Плюс за второгодника не доплачивают, как, скажем, за классное руководство.

Почему же в МОНУ заговорили об этом именно сейчас? Ибо уже четыре года, как учебный процесс полностью провален

Почему же в МОНУ заговорили об этом именно сейчас? Ибо уже четыре года, как учебный процесс полностью провален. Кто в этом виноват? Не МОН как учреждение и школьные учителя как сообщество. Сначала приплыл "черный лебедь" в виде коронавируса: с марта 2020 школы закрыли на карантин, переведя учебный процесс в режим онлайн. Возможно, где-то это лучше сработало. Но не в Украине: дистанционное обучение сначала обнаружило трещины, а потом обвалило и без того шаткую систему среднего образования.

Ведь сначала школы должны были элементарно перенастраивать процесс, что заставило его приостановить. Потом оказалось - тю, а что случилось, учителя не знали? - что дома с детьми некому сидеть. А если на дистанцию ​​перешли родители, на одной и той же площади, обычно небольшой, невозможно организовать одновременно качественную работу обычно мамы и обучение двух детей из разных классов по разным программам.

Гаджетов на всех не хватало, интернет не везде был качественным, немало школ в регионах, в основном сельских, к тому времени начали реорганизацию в зависимости от объявленной территориальной реформы. Словом, даже если со временем к дистанции как-то пристроились, все равно качество образования падало. Учащиеся, хорошо справлявшиеся в школе, еще как-то смогли удержаться. Так называемые "середнячки", которых всегда больше, начали учиться хуже.

Два года спустя произошла беда, несравнимая с ковидом - полномасштабное российское вторжение. Какая школа, какое обучение, о чем вы говорите?

Два года спустя произошла беда, несравнимая с ковидом - полномасштабное российское вторжение. Какая школа, какое обучение, о чем вы говорите? Без преувеличения сотни тысяч детей сорвались вместе с родителями из родных домов. Кто оказался за границей, кто обосновался в статусе ВПЛ. Учебный процесс на длительное время прервался. А когда снова восстановился, дистанционка начала перемешиваться с обучением вживую, воздушными тревогами, бомбоубежищами в школах, где укрытие есть - и прекращением занятий там, где укрытий нет. Все это до сих пор по понятным причинам не наладилось и неизвестно, когда стабилизируется. Так что учебный процесс продолжается в формате "как-то оно будет".

Исходя из этого, становится понятно, почему появляются дети, которые пропускают уроки и могут отсутствовать в течение одного учебного семестра. Поэтому оставить таковых на второй год без согласия родителей - на первый взгляд, забота именно об учениках, которые многое потеряли и должны закрепить свои знания. Вопрос очень простой: как понимать фразу о компенсации учебных потерь.

Кто-то из детей лишился дома. Кто-то, к сожалению, отца, мать или обоих. Кто-то по причинам, которые от него не зависят, меняет место жительства и, соответственно, школу. Разве эти потери не ощутимее, чем какие-то абстрактные "учебные"? Школьные учебники печатаются с большим трудом из-за российских атак на инфраструктуру и разбомбленные типографии. Зарплата учителям сохраняется, и да, это не 4 тысячи долларов, обещанные кандидатом в президенты Владимиром Зеленским. Есть еще немало затрат, которые никак не зависят от того, сколько учеников останутся в том же классе на второй год.

Похоже, бухгалтерия образовательного омбудсмена вот такая. Если учитель уже учил этого ученика раз, то на ребенка уже потрачены определенные средства. Однако этот ученик - по причинам, указанным выше, но которые не принимаются во внимание, - не научился, как следует. Если да, перевод его в следующий класс без должных знаний означает, так сказать, некачественного выпускника в будущем. А средства на него потрачены. Так что лучше, с мыслью о качестве подготовки, оставить ученика в том же классе за те же деньги. Родителей при этом не спрашивают, ведь родители сами должны быть заинтересованы в качественном обучении ребенка.

Это подмена понятий и косвенное признание несостоятельности МОНУ предложить содержание вместо очередной нерабочей формы. От чего, уже по традиции, больше всего проблем будут иметь учащиеся

Нет гарантии, что это сработает. Война продолжается. Озвученные выше проблемы никуда не делись. Их будет чувствовать на себе хоть второгодник, хоть третьелетник. Дополнительный год в школе ничего не улучшит в нынешних условиях. Это подмена понятий и косвенное признание несостоятельности МОНУ предложить содержание вместо очередной нерабочей формы. От чего, уже по традиции, больше всего проблем будут иметь учащиеся.

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі