
Год тому назад Европейский Союз утвердил программу Ukraine Facility. Она без преувеличения является спасительным кругом украинской экономики. Но народные депутаты до сих пор не проголосовали за нее.
Механизм программы кажется простым. Речь идет о 50 миллиардах евро в обмен на конкретные реформы от Украины, объединенные в три блока: базовые, экономические и реформы секторального развития. Все – с четкими сроками исполнения.
За полученные деньги нужно не просто отчитываться, а реально, быстро и системно вводить изменения
За полученные деньги нужно не просто отчитываться, а реально, быстро и системно вводить изменения. Любые задержки в принятии необходимых законов будут иметь прямые финансовые последствия.
За своевременное исполнение обязательств, конечно, отвечает вся властная верхушка, но большая часть из них — непосредственно в зоне ответственности Верховной Рады. Однако успевает ли парламент за стратегическим темпом перемен, даже если прошел уже целый год?
Если говорить о политической воле, то она на уровне лозунгов. Соответственно и институциональной способности критически не хватает.
Реформы из-под палки
Украинский парламент действительно демонстрирует способность принимать важные законы. Но преимущественно – когда давит общество и доноры.
Так было, например, с законом об восстановлении е-декларирования, которое блокировали, пока в 2023 году не произошел общественный резонанс.
Напомним, тогда декларирование за предыдущие годы происходило добровольно, а отчетности политических партий не было уже более трех лет. Руководство антикоррупционных органов Украины, общественный сектор, СМИ, а также послы G7 и ЕС настаивали на возобновлении электронного декларирования и отчетности политических партий. Это одно из условий, которые озвучил МВФ, перед тем как дать нам очередной транш помощи.
Имея голоса монобольшинства, готовую законодательную инициативу просто не выносили на рассмотрение
Хотя законопроект о возобновлении электронного декларирования в ВРУ был, но на момент недовольства общества и доноров он более полугода ожидал рассмотрения и принятия парламентом. Имея голоса монобольшинства готовую законодательную инициативу просто не выносили на рассмотрение.
Так же было и с законом о перезапуске Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), без которого невозможно было продвигать судебную реформу и открыв путь к запуску очистки судейского корпуса.
Только после длительной волокиты и под угрозой потерять часть средств был принят закон о реформировании государственной службы, устанавливающий прозрачные конкурсные процедуры и справедливую оплату труда.
Все эти кейсы демонстрируют одно: парламент может, но только когда нет выбора. И пока речь не идет о постоянстве или стратегическом видении — это тактическая реакция на внешнее давление.
Цена безответственности
Теперь относительно экономически выгодной для Украины программы Ukraine Facility. Каждый ее индикатор имеет свою стоимость. Невыполнение какого-либо из них в установленный срок приводит к пропорциональному уменьшению соответствующего транша финансирования.
Поэтому, когда давления на парламент недостаточно, это имеет не только политические, но и ощутимые финансовые последствия.
Например, Украина потеряла 560 миллионов евро финансовой помощи ЕС по программе Ukraine Facility из-за невыполнения индикатора — когда до 1 апреля не приняли законопроект № 13150 об обеспечении законности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления или альтернативный.
Это свидетельствует о том, что при отсутствии системного контроля и политической воли парламентское бездействие напрямую равно потере средств, которых Украине критически не хватает в условиях войны.
Пережить дедлайн
Де-юре в парламенте есть профильный Комитет по евроинтеграции. Но де-факто он не выполняет роль координационного центра, который направлял бы нардепов на выполнение обязательств перед ЕС.
Нет публичной ответственности за сорванные дедлайны
Нет интеграционного календаря. Нет публичной ответственности за сорванные дедлайны. Нет системного взаимодействия с правительством, которое также буксует в части технической подготовки законопроектов.
И это в условиях войны! Когда подобная хаотичность крайне опасна, ведь она не только тормозит деньги, но и бьет по доверию к Украине как партнера, способного реализовывать сложные реформы.
Надо хотеть
Не раз говорится о том, что парламент должен вести, а не догонять. Чтобы играть на опережение, о чем неоднократно говорили эксперты, стоит создать в Раде постоянную интеграционную рабочую группу из представителей всех фракций, которая бы мониторила выполнение Ukraine Plan.
И с целью мониторинга нужно последовать примеру… правительства. Он начал публично отслеживать все обязательства в формате интеграционной "Дашборд-панели".
Да и очевидна потребность усиления кадровой способности комитетов. Там должны находиться аналитики, юристы, представители общественных экспертных сред.
И главное – изменить подход. Потому что Ukraine Facility — это не только 50 миллиардов. Это стресс-тест не только для правительства или экономики. Это испытание для парламента как института. Это проверка способности украинского Совета выполнять роль движителя изменений, а не только регистратора законопроектов. Это о том, способна ли Украина действовать не тогда, когда заставляют, а когда нужно.
Украина уже заплатила слишком большую цену, чтобы остаться "перспективной страной". Мы либо становимся системной демократией, либо теряем доверие, шанс и средства. Верховная Рада — не исключение, не обуза, не исполнитель чьих-то прихотей, а центральный элемент трансформации Украины и ее органов власти.
Комментарии