Ексклюзивы
пятница, 19 сентября 2025 18:05

Спецтема: Война России против Украины

"Я не смогу спать, если мы все не проверили": как работают химики-разведчики на передовой
7

Прифронтовой стабилизационный пункт. Мигает свет, пахнет кровью и медикаментами. Врачи работают с ранеными: максимальное напряжение, ведь речь идет о спасении жизней.

Вдруг в коридоре появляется группа военных с тяжелыми кейсами. Они проходят, стараясь не привлекать внимания, в определенное место. Достают приборы, надевают маски и перчатки. Это не кино – это реалии российско-украинской войны и будни мобильных групп отбора проб, или же химиков-разведчиков. Они работают с последствиями химических атак россиян, которые нарушают международные договоры о запрете химического оружия и правила ведения войны.

Один из химиков – 36-летний Александр из Киевской области, который еще недавно писал код и запускал сайты. Сейчас он боец мобильной группы отбора проб 704-й отдельной бригады РХБ защиты Сил поддержки ВС Украины.

Он рассказал о своих буднях на фронте. Его историю подаем в виде рассказа от первого лица на Gazeta.ua.

ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

18 марта 2022 года я уже был в составе 704-й отдельной бригады РХБ защиты. Сначала лаборантом. Одновременно учился работать с приборами – советскими и современными. Затем попал в мобильную группу отбора проб.

Во время первого выезда было страшно: не знаешь, хватит ли знаний и сил. Но я говорил себе, что еду выполнять свою работу и должен сделать это хорошо. Ведь на меня возлагают надежды и поручают ответственные задачи. Должен оправдать доверие.

Мобильные группы отбора проб работают специфически – отбирают пробы для военно-полевых лабораторий ВСУ. Такая работа требует строгого соблюдения процедуры, соответствующей упаковки отобранных проб, пломбирования и т. д. Также нам приходится работать не только с химией, но и с людьми.

Главное, не упустить возможность отобрать пробы у пострадавших

От меня, как от химика, требуют четко и в соответствии с процедурами отобрать и измерить образцы и отчитаться о результатах. Это работа 24 на 7. Однако ты насыщаешься энергией от нее и со временем понимаешь: готов работать постоянно. Главное, не упустить возможность отобрать пробы у пострадавших.

Проверка одежды военнослужащего ВСУ на наличие ядовитых веществ прибором AP4C
Фото: Алексей БОБОВНИКОВ
До войны Александр занимался программированием. Хочет вернуться к любимому делу после победы
Подготовка мобильной группы отбора проб к выезду на задание: проверка, настройка и калибровка приборов
Ассистент передает сэмплеру необходимое орудие для отбора. Важно передавать сверху вниз, чтобы не произошло перекрестного загрязнения
Упаковка и пломбирование  вражеской гранаты РГ-Во

Военнослужащим, против которых враг применил неизвестные химические вещества, обычно оказывают помощь на стабилизационном пункте. Затем — везут дальше на лечение и реабилитацию. Поэтому часто окно для отбора проб может быть не более 2-3 часов.

О ЧАСТОТЕ ВЫЕЗДОВ

Наши выезды привязаны к погоде, как и полеты дронов. Если солнечно, то знаем: придется много работать. Бывало, каждый день делали 2-3 выезда. Едешь на вызов промерить двух пострадавших, а в процессе - привозят еще четверых.

Нам необходимо работать оперативно. Мы договаривались со всем звеном эвакуации и нам оставляли вещи военнослужащих. Проверяем их. Если что-то находим, то соответственно помечаем, отбираем пробу.

ХИМИЧЕСКИЕ ГРАНАТЫ

Вражеские подразделения постоянно сбрасывают на позиции Сил обороны соединения раздражающего действия. Россияне применяют штатные гранаты К-51, РГР, РГ-Во. Но и самоделки тоже часто летят: ПВХ-трубки с отверстиями, алюминиевые банки и даже лампочки (лампочки), которые взрываются и дают задымление. Думаю, враг так поступает по двум причинам: чтобы было сложнее доказать, что это их оружие, и идентифицировать сброс, а также ради эффекта неожиданности.

Оккупанты в основном изготавливают какие-то поделки на основе хлорпикрина

Оккупанты в основном изготавливают какие-то поделки на основе хлорпикрина, хлорацетофенона. Это — хлорсодержащие соединения. В среднем я делал 3-4 отчета в день о сбросах. Часто обходилось без пострадавших, потому что наши ребята были в противогазах.

Автор: Алексей БОБОВНИКОВ
  Подготовка мобильной группы отбора проб к выезду на задание: проверка, настройка и калибровка приборов
Подготовка мобильной группы отбора проб к выезду на задание: проверка, настройка и калибровка приборов

РАБОЧАЯ АТМОСФЕРА

Часто мы работаем на стабилизационных пунктах и в госпиталях. Чтобы не привлекать лишнего внимания и не пугать никого, выполняем задание в предварительно оговоренной зоне, где уже разворачиваем рабочее место. Надеваем средства защиты, включаем приборы. Но и здесь работаем в упрощенном наборе: маска, перчатки и куча zip-пакетов для образцов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Пo нам работали дроны" — как 19-летний "Варан" уничтожает оккупантов с воздуха

Начальник группы сначала разговаривает с пострадавшим: что было на нем, как защищался. Затем я отбираю образец, который, вероятно, содержит остатки примененного вещества. Это может быть любая вещь: кусок одежды, головной убор. Мы кладем вещь в zip-пакет и ждем, чтобы накопились испарения, тестируем приборами. Если есть срабатывание – пломбируем, упаковываем в несколько слоев и передаем в лабораторию. Я не смогу потом спать, если мы не проверили что-то только потому, что нам показалось, будто там ничего не осталось.

ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ

Работаем несколькими приборами для перекрестной проверки измерений, как нас научили опытные офицеры. Ведь никогда не знаешь, в каком режиме прибор покажет наличие вещества. И неизвестно, какое именно вещество применил враг.

Автор: Алексей БОБОВНИКОВ
  Ассистент передает сэмплеру необходимое орудие для отбора. Важно передавать сверху вниз, чтобы не произошло перекрестного загрязнения
Ассистент передает сэмплеру необходимое орудие для отбора. Важно передавать сверху вниз, чтобы не произошло перекрестного загрязнения

Используем приборы, предоставленные международными партнерами из стран НАТО. Например, французский прибор AP4C работает на спектрометрическом принципе: сжигает воздух и ищет базовые элементы. Его преимущество в том, что он видит даже новые вещества. Но есть и минус: он может спутать иприт и горчицу, потому что оба вещества содержат серу.

Спирт также является раздражающим веществом

Финский ChemProX и британский LCD 3.3 работают по принципу ионной мобильности: анализируют, как ионы ведут себя в поле. У каждого прибора свои принципы определения, поэтому они дополняют друг друга. Но есть у нас и советский ВПХР – старый, медленный, но по-своему надежный. Алгоритм обнаружения таков: сначала мы проверяем на наличие боевых отравляющих веществ (БОВ), а затем смотрим, есть ли токсичные химические соединения и раздражающие вещества. Например, спирт также является раздражающим веществом.

ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ И ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ

Прежде всего, носим защитный костюм. Противогаз я надевал только один раз, когда отбирали пробы с тела погибшего. Обычно использую респиратор и несколько слоев перчаток разного цвета. Это нужно по нескольким причинам. Во-первых, военнослужащий мог быть ранен, и мы не можем знать, безопасна ли его кровь. Во-вторых, одежда может сохранять остатки неизвестного химического вещества. Ее категорически нельзя трогать голыми руками. Поэтому мы сначала отбираем образец, упаковываем, маркируем. Проводим обеззараживание, и только тогда уже снимаю последнюю пару перчаток, которые впоследствии уничтожаются.

Критический момент – организация. В идеале мы должны получать с позиций и сам боеприпас, и фильтрующую коробку от противогаза, одежду. Но так редко бывает и на деле же работаем с тем, что есть.

Автор: Алексей БОБОВНИКОВ
  Химические гранаты россиян - РГ-Во и К-51
Химические гранаты россиян - РГ-Во и К-51

ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Несмотря на технические сложности, работа мобильных групп отбора проб – это также и о людях. Очень сильно заряжает эта рабочая энергетика: когда приезжаешь к пострадавшим ребятам, а они на позитиве. Вот один наш боец мне рассказывал: "Гранату с химией на нас сбросили, но ты бы видел, как я потом ему в жбан всадил – пока он думал, что я буду кашлять!".

Четвертый увернулся от нескольких fpv-дронов

Другой боец переживал, чтобы я из его флиски вытащил трофейные шевроны перед тем, как забрать одежду на пробу. Или еще был случай – наши взяли вражескую позицию. И пока трое бойцов из четырех отбивались от сбросов с газами – четвертый увернулся от нескольких fpv-дронов! У него, правда, осколками были изрезаны ноги и он немного кашлял. Но, думаю, что позывной "Счастливчик" — у него в кармане. Такие истории вдохновляют.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Апостол" открыл лицо: история бойца ССО, который уничтожал врага даже из музейного оружия

ОТ ПРОГРАММИСТА К ХИМИКУ

Родители говорили: если не хочешь тяжело зарабатывать руками — учись работать головой. Я закончил Национальный авиационный университет по специальности "Информационные системы управления". Работал в научно-исследовательском институте, который делал гидроакустические антенны для ВМС Украины, в частности для фрегата "Гетман Сагайдачный". Потом ушел в ИТ.

Автор: Алексей БОБОВНИКОВ
  До войны Александр занимался программированием. Хочет вернуться к любимому делу после победы
До войны Александр занимался программированием. Хочет вернуться к любимому делу после победы

У меня есть прототип настольной игры. Правила учатся за 10 минут

В начале войны, хотя был ограниченно годен, пошел в военкомат. Думал просто встать на учет, а оказалось, что нужен. Ну если так – значит служу Украине!

После победы хочу вернуться в программирование. А еще у меня есть прототип настольной игры. Правила учатся за 10 минут, партия длится - 15. Все, кто играл, были в восторге. Хочу подарить ее как можно большему количеству людей. Это - моя мечта.

Сейчас вы читаете новость «"Я не смогу спать, если мы все не проверили": как работают химики-разведчики на передовой». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть