Вице-президент Агентства возобновляемой энергетики Андрей Конеченков, 49 лет, говорит, что проблему свалок частично можно было бы решить сбором метана на них.
Насколько распространено в мире использование нетрадиционной энергетики?
— В целом, энергия солнца или ветра более традиционн а для человечества, чем уголь или нефть. В ХVІІІ–ХІХ веках в Украине работали почти тысяча ветряных мельниц. А первым солнечным коллектором была бечевка, на которой первобытные люди высушивали шкуры убитых зверей.
Сейчас 18 процентов энергии в мире дают возобновляемые источники. 16 из них — биотопливо. Сжигают древесину и солому. Ветроэнергетика дает процент мировой электроэнергии. Этого достаточно для потребностей таких стран, как Франция или Германия. Не говоря уже об Украине.
Как началось использование возобновляемых источников энергии?
— В европейских странах — с фермерских хозяйств. Начали делать котлы и сжигать для получения тепла солому, устанавливать небольшие ве троагрегаты или отдавать землю в аренду под ве троэ лектростанции. Солнечные коллекторы устанавливали для оборудования в жилищах горячего водоснабжения. В настоящее время в Австрии общая площадь таких коллекторов — 3 миллиона квадратных метров. Для крестьянина платить 1000 долларов за тысячу кубов газа дорого. Такой высокий тариф установлен для стимулирования сел и малых городов к использованию энергии окружающей среды.
Процесс активного перехода на возобновляемые источники начали после нефтяного кризиса 1973 года, когда барель стоил свыше 100 долларов. Тогда американская валюта имела совсем другую стоимость, и это был ощутимый удар по экономике развитых стран. Украине тоже стоит что-то делать. В настоящее время покупаем газ по 230 долларов за тысячу кубометров. Думаю, в следующем году дойдем до европейской цены.
В Дании шесть процентов энергии получают за счет сжигания соломы и древесины. А у нас ежегодно производят 25–27 миллионов тонн соломы. Из них три сжигают на полях. В то же время покупаем дорогущий природный газ. Хотя понятно, что очень тяжело крестьянину или фермеру найти 130 тысяч гривен на котел для сжигания соломы.
Какие у нас возможности для получения энергии солнца?
— Сегодня самая развитая фотоэлектрическая промышленность, то есть превращение световой энергии в электрическую. Киевский завод "Квазар" производит приблизительно семь процентов мирового объема фотоэлементов для таких панелей. Есть еще завод в Мариуполе. Но 99 процентов своей продукции они продают в Европу.
У нас ежегодно производят 25–27 миллионов тонн соломы
А в использовании солнечной энергии мы имеем удачный опыт Австрии или северной Швеции, где солнца гораздо меньше, чем у нас. На крышах устанавливают солнечные коллекторы, которые с апреля по октябрь обеспечивают дома горячей водой и частично отоплением. Причем не только в селах, но и в городах на многоэтажках. Эти системы достаточно дешевы и быстро окупаются. С вечера до утра за счет солнца можно пользоваться горячей водой. А если его нет, тогда использовать электричество, газ или камин.
В Крыму солнечные панели устанавливают пока лишь в частных гостиницах. Так как клиенты хотят иметь горячую воду постоянно, а не два часа в сутки.
У нас много свалок, где выделяется метан. Можно ли его собирать?
— Метан в 24 раза вреднее для окружающей среды, чем двуокись углерода. Сейчас проводят исследования относительно возможности сбора его на свалках бытовых отходов — в Ялте, Чернигове, Черновцах и Луганске. В Украине биогаза больше, чем в Европе. Мы не сортируем отходов, поэтому на наших свалк ах много органики.
Сбор метана даст возможность решить кучу проблем. Не будет вони от свалок, самовозгораний мусора, а собранный газ станет дополнительным энергоресурсом.
Я был под Гамбургом на бывшей свалке площадью в несколько гектаров. Там пробурили скважины и вставили перфорированные трубы, соединили их в коллекторную систему. Собирают биогаз, который выходит из свалки на протяжении 20–25 лет. Используют его для выработки электроэнергии. А сверху сделали поляну, посадили траву и установили фотоэлектрические панели. Получили энергогенерирующий объект. Небольшой, но село на 300 домов может полностью обеспечить электроэнергией.
Может ли биоэнергетика стать альтернативой природному газу?
— Почти 20 миллиардов кубов природного газа мы можем сэкономить путем использования отходов древесины, соломы, выработкой биогаза. Именно столько газа ежегодно покупаем в России, остальное — в Туркменистане. Выйти на такую цифру можно за 15 лет.
Комментарии
1