Буковель - один из самых известных украинских горнолыжных курортов, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов. Приезжают многие иностранцы.
Несмотря на популярность, среди украинского общества укоренилось мнение, что отдых в Буковеле - гораздо дороже туристической поездки за границу. Также с началом полномасштабной, что курорт - это едва ли не единственное место в Украине, куда не приезжают представители ТЦК. А на подъездах к Буковелю нет ни одного блокпоста.
Действительно ли это и какие цены на отдых в Буковеле в этом году, узнавала корреспондентка Gazeta.ua.
ДИКАЯ ПРИРОДА
Ближайшая к Буковелю железнодорожная станция - "Татаров". Здесь возле единственной платформы туристов поджидают таксисты и водители маршруток. Машина к курорту обойдется в 600-700 грн за полчаса дороги. Дешевле обойдется маршрутное такси от Буковеля - 100 грн с человека.
К жилью в 06:00 на пикапе везет местный житель Николай. Одет в лёгкую черную куртку. Мужчина несколько лет работает таксистом, однако рассказывает, что на территорию курорта пускают не всех водителей.
- Здесь нет частных такси. У вокзала стоят только те, кто заплатил. Так же в Буковель разрешают въезд только тем водителям, которые сотрудничают с курортом. Это организует один человек, их представитель, - говорит Николай, не отрывая глаз от извилистой дороги. - За месяц где-то 12 тысяч гривен отдаю. Но и заработать получается.
Буковель - крупнейший горнолыжный курорт Украины недалеко от села Поляница Ивано-Франковской области. Населенный пункт имеет глубокие исторические корни. Когда-то Поляница была небольшим гуцульским селом, где жители ухаживали за скотом и занимались земледелием. Благодаря живописным ландшафтам и выгодному расположению местность постепенно привлекла внимание туристов. В 2000-х здесь началось создание современного курорта.
До строительства курорта здесь было покрасивее, вспоминает водитель.
Все в частной собственности
- Была дикая природа. И звери водились, а сейчас уже хищников не встретишь. Всё в частной собственности. Но хорошо хоть много туристов едет и можно заработать, - продолжает Николай. - Хотя на всех работы все равно не хватает. Поэтому местных в Полянице почти нет - выехали на заработки за границу.
После возведения Буковеля - цены на землю в Полянице выросли в разы, подчеркивает Николай. Так что часть селян смогли дорого продать земельные участки.
- Есть у нас здесь грибы, ягоды. В этом году только реже встречались, потому что погода плохая была (засуха. - Gazeta.ua), - рассказывает водитель.
После начала полномасштабного вторжения многие местные мужчины пошли на фронт. Время от времени в села возле курорта - наведываются работники ТЦК. Ходят по домам, общественным местам. Однако сам курорт - не трогают, признается мужчина.
- Когда-то хотели блокпосты поставить по селам. Но видно им указ дали, что не нужно, - делится он. - В Буковеле такие деньги крутятся, что там невыгодно пускать ТЦК! Туристов меньше не стало. Даже стало больше, потому что мужчины же за границу не выедут на отдых.
Николай высаживает у гостиницы, достает чемоданы и оставляет свой номер телефона.
- Позвоните, как надо будет обратно ехать, - говорит и жмет руку на прощание.
Горнолыжный сезон в Буковеле начался в начале декабря. К 18-му числу цены на жилье и катание были более выгодны. После же начинается "высокий сезон" - и стоимость на услуги курорта растет.
МНОГО ПАФОСА
Буковель за последние годы претерпел изменения в собственности. Первоначально курорт принадлежал компании "Скорзонера", связываемой с бизнесменами Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым.
В 2021 году структура собственности изменилась. Новым владельцем курорта стало ООО "Буковель", принадлежащее Захару Палице, сыну Игоря Палицы - давнему партнеру Коломойского, в том числе в нефтегазовом секторе.
Как отмечал Игорь Палица, его сын и бывшая жена являются единственными владельцами компании и не связаны с бизнес-интересом Коломойского.
Забронировать квартиру в "низкий" сезон (до 18 декабря - Gazeta.ua) можно от 2 до 17 тыс. грн. Часто в стоимость входит завтрак и посещение спа-центра. Позже стоимость этих же номеров увеличивается на 25-30%. Дороже всего жить в Буковеле в "новогодний сезон". Некоторые отели просят 20, 30 и даже 40 тыс. грн за ночь. Но можно найти и бюджетные варианты - от 3000 грн.
В центре курорта еще немного людей. Большинство туристов приехали на открытие сезона и прокатиться на лыжах. Однако, несмотря на информацию о запуске трасс для катания, их в день сбора материала так и не открыли.
- Я добирался на машине девять часов. По дороге ни разу на блокпостах не останавливали. И полиция тоже, - рассказывает 35-летний киевлянин Александр. Стоит у главного подъемника в голубой лыжной куртке и серых брюках. Приехал на отдых с супругой. - Единственное, что не нравится - это как Google Maps прокладывает маршрут - ведет куда попало. Надо читать отзывы о трассах, потому что варианты разные: одна из-за Хмельницкого, другая из-за Винницы. Новую трассу от Хмельницкого до Житомира выстроили. Может, назад так и поеду.
Мужчина работает на оборонном предприятии под Киевом почти год. Имеет бронирование от мобилизации. Не был в отпуске около 5 лет. Потому и решил отдохнуть, признается.
- Я впервые здесь. Что касается Буковеля, честно скажу - немного дорого и много пафоса. Нет столько развлечений, чтобы оправдать цены, которые здесь выставляют, - возмущается он. - Например, ресторанные блюда стоят по 300-500 гривен, хотя это обычная украинская кухня. За два дня с женой потратили около тысячи долларов, и это еще без активного катания на лыжах. Цены - космос!
ГУСТОЙ ТУМАН
Цены в ресторанах выше, чем в столице. За деруны в заведениях придется заплатить от 200 до 350 грн. Борщ со сметаной и намазкой из сала стоит от 250 до 500 грн, традиционный банош с мачанками - 250-400 грн, грибная похлебка - 150-250 грн, нарезка сала - 250-350 грн, сельдь - до 350 грн, овощные салаты 300 грн, гуцульский дерун с начинкой - около 400 грн.
Александр разочарован, что не удалось покататься в Буковеле. Поэтому пришлось ехать на соседний курорт Драгобрат. Там впервые встал на лыжи, признается.
- Если ты умеешь кататься, то там супер, - говорит он. - Там мне очень понравилось, потому что более дикая природа. Нет такого как здесь, что выходишь - и все в отелях. Я приехал в горы - хочу видеть их красоту. Правда в Драгобрате тоже не увидел пейзаж, потому что был густой туман. Проблема этого курорта в том, что туда невозможно добраться, ведь нет нормальной дороги. Надо три тысячи в день с компании платить, чтобы подняться и спуститься с гор. Ехать долго, потому что разбито все. Если бы они проложили дорогу, то от туристов не было бы отбоя. Я бы умел кататься, то выбирал бы Драгобрат.
Из-за войны сначала было немного неудобно отдыхать. Совесть мучила, добавляет напоследок мужчина.
- Я думал, как можно отдыхать, когда в стране война? Накручивал себя сильно и жене говорил: "Какие рестораны, какие курорты?" Но потом понял, что если политики себе позволяют дорогие курорты, я тоже имею право просто выдохнуть. Столько скандалов вытекает, коррупция! Вон Порошенко спокойно выехал к детям в Англию, потом в Америку - это нормально? Почему мы не можем уехать на четыре ночи за год отдохнуть? Я не был в отпуске с 2020 года. Психологически это очень помогает. Даже если не всегда комфортно или идеально, важно хотя бы ненадолго сменить обстановку.
ТРАССЫ И ТЮБИНГИ
На курортной ярмарке продают шашлыки, картофель и другие вкусности. Борщ здесь можно приобрести за 165 грн, чебурек с мясом за 80 грн, шаурма стоит 185 грн, жареные на мангале ребра - 145 грн за 100 гр, свинина - 185 грн. Глинтвейн в популярных заведениях обойдется в 180 грн за стакан. Дальше от центра можно найти более низкие цены - от 60 до 100 грн.
Возле ярмарки яркими огнями мерцает новогодняя елка. Медленно на мостовую падает хлопья снега. Среди туристов много молодых мужчин, среди них военные, приехавшие с семьями.
Горнолыжные трассы являются главной "фишкой" Буковеля. В низкий сезон катание стоит 1000 грн в день, тогда как в высокий сезон - 1650 грн и более. Такие расходы становятся ощутимым ударом по кошельку, особенно если учитывать необходимость аренды снаряжения, жалуются туристы.
Цена проката лыж или сноуборда варьируется от 300 до 750 гривен в день для взрослых и около 250-300 гривен для детей, но в праздничные дни эта стоимость заметно растет.
Люди покупают тюбинги для себя и детей, пешком поднимаются на невысокие холмы и стремглав спускаются по склонам. Развлечение популярно среди детей и взрослых. Большинство пластмассовых тюбингов через несколько спусков ломаются, поэтому повсюду валяются разноцветные диски с трещинами.
К горке подходит женщина с сыном и дочерью. Одной рукой дети держат маму, а в другой - тюбинги. Семья приехала из Киева.
- У сына день рождения, поэтому каждый год мы приезжаем в Буковель в подарок ему. Это уже в четвертый раз. Ожидали, что сезон катания откроется раньше, но, к сожалению, не угадали, - рассказывает 41-летняя Наталья. - Однако все равно планируем немного покататься. В общем, здесь есть чем заняться: СПА-зоны, прогулки, яркий базар, катание, любование природой. Это хороший отдых, хоть и дорогой. Классно, что есть чем заняться.
В этом году расходы женщина решила не подсчитывать на отдых, потому что "дорого и не хочу расстраиваться". Однако уверена, что цены здесь гораздо выше, чем за границей.
Больше всего в Буковеле денег уходит на проживание
- Я недавно вернулась из Чехии. Цены в ресторанах ниже, чем здесь. Больше всего в Буковеле денег идет на проживание, но цены и на такие банальные вещи, как кофе или чай - просто невероятно высоки! - рассказывает Наталья. - Мы выбрали Буковель, а не Драгобрат, из-за развитой инфраструктуры. Здесь все удобно организовано. Я знаю, что выйду с детьми и будет чем их занять.
Несмотря на ситуацию в стране, отдыхать нужно, убеждает она. Но не стоит забывать и о поддержке армии.
- Я понимаю, что тем, кто на фронте - неприятно видеть, как другие отдыхают. Даже мои знакомые военные возмущаются, когда видят, как кто-то тусуется. Но я верю, что многие из тех, кто здесь - тоже помогают или волонтерят. И тогда это выглядит вполне оправданно.
У меня есть друзья на войне и потому мне очень больно думать о потерях, признается женщина.
- Я не поддерживаю идею бороться "до последнего украинца". Хотелось бы, чтобы конфликт завершился и чтобы нашлись какие-то компромиссы, чтобы не потерять всех наших мужчин. Это очень важно для будущего страны, - добавляет она и догоняет уже побежавших на горку детей.
ДРАГОБРАТ
До курорта Драгобрат можно добраться из села Ясиня. В центре населенного пункта и у дороги на высокогорье с самого утра поджидают водители такси. Подъемники там открывают в 9:00. Автомобили на разный вкус - старенькие УАЗ, которые еще называют "буханками" и современные пикапы. Доехать вверх по "низкой" машине не удастся.
Чтобы доехать придется заплатить 1500 грн. Так же стоит спуск. Водитель пикапа просит пристегнуть ремень безопасности. По дороге автомобиль бросает в разные стороны. Путь размыл талый снег, и даже опытные водители не пытаются объехать ямы. Таксист останавливается возле "Скалы Верности" и предлагает сделать фото.
- Здесь четыре владельца подъемников. Тот, что называется "Драгобрат", открыли первым. Он стоял еще задолго до курорта, но не был так популярен, - рассказывает водитель. Имя называть отказывается. - подъемник выкупил мужчина из Полтавы. Приехал сюда - и ему так понравилось, что он решил остаться и открыть курорт. Начал его развивать. Недавно он скончался, к сожалению.
Драгобрат - самый высокий горнолыжный курорт Украины, расположенный на высоте около 1700 м над уровнем моря. Его история началась еще в советское время, когда место стало популярным среди альпинистов и любителей дикой природы из-за удаленности и сложности доступа. Курорт расположен на границе хвойных лесов и лугов, у подножия горы Стиг (1707 м) и неподалеку от вершины Близница (1883 м).
В 1990-х годах Драгобрат начал развиваться как туристический курорт. Появились первые подъемники, небольшие базы отдыха и трассы для катания на лыжах.
Сегодня это место выбирают опытные спортсмены, ведь здесь доступны фрирайд-трассы. Это - естественная, необорудованная для катания трасса, предназначенная для лыжников и сноубордистов, предпочитающих катание по глубокому снегу или по сложным природным ландшафтам. На таких трассах нет подготовленного покрытия, и они часто проходят через леса, крутые склоны, каменистые участки или даже узкие ущелья.
- Я уже 5 лет где-то не катался на лыжах. Некогда из-за работы, - признается таксист. - Летом мы возим людей на экскурсии на горную долину или в походы. Проехать здесь неумелому водителю трудно. Часто приходится вытаскивать машины из сугробов или грязи. Сейчас многие едут из Буковеля, потому что они сезон не открыли.
Чем выше дорога - тем более заснеженные пейзажи за окном. Так же густеет туман. Водитель высаживает возле проката - советское здание с деревянной вывеской и магазином по соседству. Из-за густого тумана, который лыжники называют "молоко", не видно ни одной гостиницы поблизости. Лишь четверо инструкторов в красных куртках ждут открытия трасс.
В небольшой теплой комнате трудно разминуться с еще тремя людьми. Под стенами стоят сноуборды и лыжи. Под лавками можно оставить обувь. Лыжи можно арендовать за 200 грн, доску - за 300 грн. В стоимость входят ботинки и крепеж. Еще в 100 грн обойдется шлем, так же стоят очки.
Без катания в Буковеле есть чем заняться, но максимум на два дня
Драгобрат в 2024 году остается одним из популярнейших горнолыжных курортов Украины, привлекая туристов дикой природой. Также большинство посетителей утверждают, что здесь значительно дешевле, чем в Буковеле. Проживание в гостиницах или частных усадьбах стартует от 1000 грн в сутки в низкий сезон, в то время как в высоких ценах может подняться до 1400 грн и более. Современных гостиниц здесь почти нет. Многие заведения включают завтрак и ужин в стоимость.
Разовый подъем на кресельном подъемнике стоит около 200 грн, а на бугельном - 100 грн. Желающие провести больше времени на склонах могут выбрать пакетные скипасы (абонементы), включающие так называемую валюту "юниты", списываемые за подъем. Безлимитные стоят около 2500 грн.
Подъем на кресельном подъемнике "Чайка" занимает 12 мин. Видимость - не далее 30 м. На горе совсем мало людей, а поднявшиеся - не рискуют быстро спускаться. К спуску готовится 27-летний Ростислав в неоновых салатовых штанах. Он любит кататься на борде, но в Драгобрат приехал впервые.
- Я ехал на сезон катания в Буковель, но не открыли, - жалуется мужчина и садится на землю, чтобы прикрепить сноуборд. - Без катания там есть чем заняться, но максимум на два дня: прогуляться по территории, зайти в развлекательные парки, например "Гуцул Лэнд", подняться на гору, походить и спуститься. Все, больше там делать нечего. Можно сходить в СПА, но это такой отдых, который можно организовать и в Киеве.
Система подъемников в Драгобрате более скромная, чем в больших курортах, объясняет он. Она состоит из нескольких бугельных и кресельных подъемников, которые обслуживаются разными владельцами. Поэтому для каждого нужно покупать отдельный скипас. Подъемники здесь преимущественно более старого образца, но они функциональны и подходят для разного уровня катания.
- Подняться на Драгобрат на своей машине невозможно, поэтому под горой стоят водители с внедорожниками. Стоимость подъема высока. Если людей больше, то из каждого выходит примерно по 350 гривен, а если двое - надо ждать, пока соберется компания, - говорит Ростислав.
С друзьями мужчина обедал в заведении на горе. В меню - традиционные блюда украинской кухни. Борщ стоит 220 грн, грибная похлебка - 200 грн. Среди главных блюд деруны с грибным соусом обойдутся в 190 грн, а банош с брынзой - 200 грн, домашние колбаски - 250 гривен и свиной стейк за 250 гривен. Салат из квашеной капусты стоит 80 грн, а вареники с картофелем - 150 грн.
- Что касается катания, то снега здесь много благодаря высоте. Из-за сильного тумана я почти ничего не увидел с трасс и всеобщей красоты. Все старенькое: подъемники, снаряжение, - добавляет он. - Зато работает. Поехал бы я еще раз? Наверное, сначала попытался бы прокатиться в Буковеле, а потом решил. По сравнению с Буковелем катание в Драгобрате может даже получиться более дорогим. В Буковеле за целый день можно взять скипас за 1000 гривен, а в Драгобрате за несколько подъемов ты тратишь те же деньги. Проживание, конечно, дешевле, но если говорить именно о катании, то выгода сомнительна.
Во время катания Ростислав порезал палец. Медпункт сегодня еще не работал, потому ему первую помощь предоставили в местном отеле. Также мужчина удивило, что почти нигде нет блокпостов.
- У меня нет отсрочки. А что делать? Все время сидеть дома невозможно. У меня есть временное удостоверение военнообязанного, поэтому, если служить, то в тыловые службы. Но скоро на работе должен получить бронирование, - рассказывает он. - Насчет проводимых методов мобилизации я видел только видео, а в реальной жизни не сталкивался. Возможно, забирают тех, кто находится в розыске или не обновил свои данные. Но если человек приходит в военкомат, то чаще всего он выходит с повесткой.
Он также считает, что боевые действия могут закончиться в следующем году.
- Думаю, что все к этому идет. Появляется больше разговоров с украинской стороны о готовности к перемирию на справедливых условиях, а также о поддержке США. К сожалению, сейчас в нашей армии много "совковых" методов. Часто специалистов переводят в пехоту, даже если они могли бы приносить больше пользы в других подразделениях. Есть случаи, когда командиры не ценят свой личный состав. Я бы хотел видеть Украину через 5-10 лет технологически развитой, членом ЕС и НАТО, с сильной экономикой. Для этого важно укреплять военную отрасль, экспортировать технологии и восстанавливать туристическую сферу, хотя на это уйдет время через разминирование территорий.
На Драгобрате весь день густой туман прячет горы. Лопастый мокрый снег режет глаза и прилипает к волосам. Туристы едва находят путь вниз, ориентироваться приходится интуитивно. На склонах слышен смех и крики, гул от падений.
- Сегодня точно не для новичков, - шутит кто-то в очереди к подъемнику.
Комментарии