Гарантии безопасности для Украины: кто станет международным полицейским
Проблема международной безопасности сегодня состоит в том, что есть куча подписанных договоров и меморандумов, однако нет того, кто следил бы за их исполнением. И - наказывал агрессора в случае нарушения. НАТО является самым надежным, хотя и не 100% гарантом. Но возможны ли подобные гарантии для Украины, которая не является членом Альянса?
Чем измерить гарантию международной безопасности? В случае коллективной гарантии ее можно измерить тем же, что и силу ядерного сдерживания - убедительно высокой вероятностью возникновения неприемлемых последствий для агрессора. В случае ядерного сдерживания - это высокая вероятность ответного ядерного удара. В случае коллективных гарантий - это высокая вероятность коллективной реакции в ответ на агрессию против страны, имеющей гарантии. Сама эта коллективная реакция, ведущая к мультипликации сил жертвы агрессии, является неприемлемым следствием для агрессора, как и ответный ядерный удар.
...общая проблема международной системы безопасности - она имеет законы и даже суды, но нет полиции, которая приедет на вызов жертвы агрессии
Убедительная вероятность коллективной реакции не связана с названием и юридической силой документа, на который опирается. Он может называться "меморандум" и быть подписан министрами обороны, а может называться "договор" и быть ратифицирован парламентами. В нем все равно не может быть написано ничего, что заставит страну действовать. Иначе меморандум просто не будет подписан, а договор ратифицирован. Это общая проблема международной системы безопасности - она имеет законы и даже суды, но нет полиции, которая приедет на вызов жертвы агрессии.
Проблема фундаментального отсутствия механизма правоприменения в отношениях между государствами имеет очень мало примеров успешного решения, и главный из них - НАТО. Кто-то слышал, чтобы РФ потребовала денонсировать Североатлантический договор 1949 года? Россия же вслед за СССР настойчиво и неизменно требует распустить Организацию Североатлантического договора. Ведь именно она, то, как она построена, делала и делает вероятность коллективной реакции на советское, а теперь российское нападение на одну из стран-членов Альянса - неприемлемым для агрессора.
...после начала российской вооруженной агрессии против Украины был построен восточный фланг именно НАТО, и он дал гарантии того, что статья 5... сработает с неприемлемой для России вероятностью...
В этом смысле, по моему мнению, Североатлантический договор 1949 г. без организации по нему мало чем отличается от Будапештского меморандума 1994 г. без организации по нему. До 2014 года Восточная Европа, имея статью 5, не имела надежных организационных структур для ее выполнения. Членство в НАТО в 1990-е и первой половине 2000-х было инструментом реформ, превращения постсоветских стран в европейские. Но с 2014 года, после начала российской вооруженной агрессии против Украины был построен восточный фланг именно НАТО, и он дал гарантии того, что статья 5 Североатлантического договора сработает с неприемлемой для России вероятностью, если та попытается напасть на страны Восточной Европы, которые являются членами НАТО.
Опыт организации гарантий восточному флангу НАТО может быть воспроизведен вне членства в НАТО.
Комментарии