Передача недвижимости в собственность другого является распространенной практикой как среди граждан, так и среди бизнеса. Она может быть осуществлена на платной (купля-продажа) или безвозмездной основе (дарение), а также в других формах отчуждения, предусмотренных законодательством. Однако каждый из этих способов имеет свои особенности налогообложения (подробнее на сайте юристонлайн.укр).

Основные виды сделок отчуждения недвижимости
Гражданский кодекс Украины предусматривает следующие основные виды сделок:
Купля-продажа;
Мена (обмен);
Дарование;
Пожертвование;
Рента;
Пожизненное содержание;
Наследование.
Каждый из этих видов соглашений подпадает под определенные нормы налогообложения, установленные Налоговым кодексом и другими нормативными актами.
Обязанность уплаты налогов при отчуждении недвижимости
Согласно законодательству, любое отчуждение недвижимого имущества между физическими лицами требует нотариального удостоверения. Именно нотариус проверяет наличие оценки стоимости имущества и документов об уплате налогов. Кроме того, нотариусы обязаны отчитываться перед налоговыми органами о таких соглашениях.
Ставки налогов и сборов
Размер налоговой перегрузки зависит от вида сделки, срока владения недвижимостью и степени родства меж сторонами сделки. В частности:
Доходы от продажи первого объекта недвижимости в течение года, если имущество находилось в собственности более трех лет, облагаются налогом по ставке 0%.
Если недвижимость продается раньше этого срока или второй и более раз за год, применяется ставка 5% налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и 5% военного сбора.
Дарование и наследование для родственников первой и второй степени родства не облагается налогом, а для других лиц ставка налога составляет 5%.
Более наглядно показано в таблице ниже:

Расходы, связанные с отчуждением недвижимости
Кроме налоговых платежей, сделки отчуждения недвижимости могут предусматривать дополнительные расходы, в частности:
Сбор на обязательное государственное пенсионное страхование (пенсионный сбор) – 1% (при купле-продаже);
Государственная пошлина – 1% стоимости сделки;
Оплата за услуги нотариуса.
Как уменьшить налоговую нагрузку
Владельцы недвижимости могут оптимизировать налоговые расходы, документально подтверждая расходы по ее приобретению. К таким расходам относятся:
- стоимость покупки недвижимости;
- расходы на строительство;
- расходы на приобретение прав на будущую недвижимость;
- регистрационные сборы и налоги, уплаченные при приобретении.
Учитывая сложность налогового законодательства, перед совершением сделок по отчуждению недвижимости рекомендуется получить квалифицированную юридическую консультацию.
О компании
Юридическая фирма "ЮристОнлайн.УКР" специализируется на предоставлении профессиональных юридических услуг в сфере коммерческой недвижимости, юридической защиты бизнеса и IT права. Эксперты компании помогают клиентам принимать обоснованные решения по операциям с недвижимостью, оптимизируя налоговую нагрузку и обеспечивая юридическую безопасность сделок.
Комментарии