
Этой весной украинские фермеры впервые после длительных запретов и застоя свободно, без лазеек и прикрытий засеяли поля коноплей. Как в древности.
Пользы для государства мы сейчас вычислить точно не сможем, только составить данные из предыдущего опыта.
Поэтому уже год, как вступил в силу закон, смягчивший чрезмерно зарегулированные разрешительные процедуры на выращивание и переработку конопли промышленного назначения и установил четкие правила культивирования этой культуры для медицинских нужд.
Напомним, тема легализации выращивания конопли обострилась в 2023 году, когда в Верховной Раде завис законопроект, в конце концов и давший новую жизнь конопляной отрасли.
В то же время конопля стала темой политико-оппозиционных баталий.
"Кулечки" на балконах вместо экопродукта
Следовательно, выращивать и перерабатывать промышленную коноплю с содержанием тетрагидроканабинола (ТГК) до 0,2% (а с 2027 года — до 0,3%) теперь стало проще.
ТГК считается наркотическим веществом, но в соответствующих дозах он обладает лечебными свойствами. Последний фактор актуален и важен для нас из-за войны и большого количества раненых, которым это вещество может помочь.
"У нас людям забили головы, в том числе и политики, что конопля на поле – это наркота. И это уже криминал. Это все мифы, не ради государства, а против государства и его развития, - утверждает председатель Совета директоров "Ассоциации развития льноводства и конолярства Украины Вера Ульянченко. - Конопля – это растение, известное в мире 5 тыс. лет. А 60 лет тому назад она попала под запрет ООН. И одной из причин запрета было то, что его считают наркотическим веществом, негативно влияющим на человека, нацию, молодежь и т.д. Действительно, конопля имеет определенное содержание наркотических веществ. Однако это была формальная причина. Настоящий запрет конопли произошел из-за того, что в то время крупные производители нефти и газа поняли, что из отходов их продукции можно прекрасно изготавливать ткани, развивать бизнес, но для этого нужно "похоронить" основного конкурента – органические природные волокна путем законодательных репрессий. Вот они, найдя "аргументы" для ООН, запустили в производство нейлон, кремплен и другие синтетические ткани, в которых когда-то модничали мы и наши мамы. Естественно, это давало нефтегазовым магнатам большие прибыли и к тому же не требовало дополнительных трат на выращивание и всю цепь технологической обработки экологических тканей растительного происхождения. Итак, все эти компании, в частности "Дюпон", лоббировали внедрение исключительно своих интересов. Тогда же, кстати, был изобретен и полиэтилен: эти пакетики, которые мы стирали и сушили на балконах, заполонивших весь мир, а теперь этот мир имеет океаны "кулечков", а от них - загрязнение. А главное – никто не несет за это ответственность".
Так что конопля пострадала действительно как растение, содержащее в себе наркотические вещества. Но это растение всегда использовали как медицинское, из него производили раньше, производят и сегодня немало лекарств.
В то же время, Европа для себя открыла коноплю. Понемногу их начали реабилитировать в конце 90-х годов. И теперь во многих странах легализована и медицинская конопля. Их используют и в медицине, и в косметологии. Это ведь натуральный, экологический продукт.
Культура XXI века
Техническую коноплю называют культурой XXI века. Еще в 1916 году министерство сельского хозяйства США признало это растение наиболее рентабельной сельскохозяйственной культурой. На конопле сельское хозяйство Соединенных Штатов Америки в 1950-х годах заработало более одного миллиарда долларов.
В СССР контролировали львиную долю мирового производства технической конопли
Бывшие республики СССР контролировали львиную долю мирового производства технической конопли, которое приносило доходы идентичные от добычи нефти и газа. К 1991 году выращивалось 680 тыс. га конопли и работало около 150 заводов их первичной переработки.
За последние 10 лет на европейском рынке коноплеводства площади технической конопли выросли с 10 тыс. га до почти 43 тыс. га. Лидерами выращивания этой культуры являются Франция, Китай (занимает от 65 до 75% рынка конопли), Австралия, Канада, Чили, ЮАР.
Высокий спрос и высокая рентабельность продукции десятилетиями побуждала и украинских производителей серьезно обратить свое внимание на эту культуру и вернуться к нашему опыту. Но, несмотря на перспективность направления, его развитие сдерживают отсутствие перерабатывающих заводов, отлаженных рынков сбыта, культуры потребления, а в основе этого – законодательные ограничения.
Аграрный ренессанс
Современное состояние коноплеводства в Украине совсем не соответствовало настоящему потенциалу отрасли. Понятно, что основная проблема заключалась в отсутствии длительного времени четкой государственной политики, которая бы побудила фермеров выращивать коноплю, а бизнесменов и производителей создавать кластерные объединения. Ведь транспортировать собранное сырье для переработки дальше 50–70 км, нерентабельно. Именно поэтому и инициатива кооперации, кластеризации, иными словами, объединения процессов в одной местности. До сих пор у нас были только точечные инициативы на местах. Теперь, когда начало действовать новое законодательство, разграниченная медицинская и промышленная конопля и условия их культивирования и переработки, все может измениться.
По сообщению agroportal.ua, технические сорта конопли будут и дальше выращиваться на открытых площадях как сельхозпродукция, а вот медицинские сорта — в теплицах.
Украина может стать государством с перспективной специализацией – страной экопродукции
В целом сегодня появилась возможность создать новую аграрную политику. И Украина может стать государством с перспективной специализацией – страной экопродукции. Тем более, имея в центре Европы такой банк разной земли, - а конопля не слишком требовательна к почве, - мы можем выращивать элитные семена и обеспечить мир семенным фондом.
Есть экономическая перспектива
Итак, конопля — это культура, которая четко вписывается в украинский севооборот, требует минимального применения пестицидов, поэтому она пригодна для экологически сбалансированного природопользования.
У нас есть уникальный опыт бессменного выращивания конопли на одном поле уже более 90 лет. Культура при обычном питании раз в год может давать около 10 т сухой биомассы с 1 га.
К тому же конопля – это продукт с длинной цепью добавленной стоимости. Она выгодна, так как при переработке используются все ее составные части: стебли, листья, семена, а также корни.
Согласно данным 2020 года, расходы на выращивание 100 га конопли составляли около 2 млн грн, а чистая прибыль - от 3 млн грн.
Если включить в переработку еще и производство волокна, то денежные поступления рассчитываются также в размере от 3 млн. грн.
А если пойти еще дальше, в глубокую переработку, как, скажем, масла, можно получить десятки миллионов гривен дохода.
Жаль, что Украина теряла такой сегмент бизнеса, налоги которого немалая составляющая восстановления экономики во время войны.
Комментарии
2