Свыше 30 лет Михаил Данилевский, 84 года, живет в полуземлянке на окраине Чернигова возле проходной военной нефтебазы "Астра". 49-летний Алексей Богдан присоединился к нелюдиму 16 лет назад. Мужчина питается с огорода и пожертвований общества Троицкого собора.
— Сначала дед жил слева от дороги, а сейчас перебрался на правую сторону, — говорит человек на заправке неподалеку "Химволокна". — Там у него участок больше и от дороги подальше. Перед железнодорожным переездом увидите кучу старых деревянных рам. А на участке небольшой домик с крестом на крыше.
Возле полуземлянки, обложенной кирпичом, мужчина с седой бородой рубит дрова. Спрашиваю, можно ли зайти.
— А вы православные? — спрашивает Михаил Данилевский.
Говорит, что о нем года два назад писала местная газета, приезжало и телевидение. После этого почувствовал гордыню, а это — большое искушение.
— Идите себе с миром, — мягко выпроваживает со двора.
Данилевский родом из села Жуковка Куликовского района. Там его уже никто не помнит, родственников не остались. Служил в армии, потом работал в Чернигове на фабрике музыкальных инструментов.
— Оттуда меня уволили из-за веры. Была у меня и семья, и собственный дом. Жена, дочка и сын живут на улице Заньковецкой в Чернигове. Я у них прописан. Иногда приходят сюда.
— А пенсию получаете? — спрашиваю.
— Отказался, — машет рукой. — От государства мне ничего не нужно. В настоящий момент пост, в некоторые дни даже елея с церкви есть нельзя. На Пасху разве что яички попробуем.
За сараем работает бородатый мужчина отверткой и ключами. Это напарник нелюдима Алексей Богдан. Он из села Кузьмино Ахтырского района на Сумщине. Работал инженером на стройке в Чернигове. В 1990-х, когда началась экономические проблемы, перевелся в сторожа. В Чернигове с женой и двумя сыновьями жил на съемных квартирах, в общежитиях. Говорит, начал болеть, но вера его вылечила. Родным Богдан иногда звонит, навещает их. Взрослые сыновья относятся к его выбору с пониманием.
На новом месте нелюдимы достроили дом, выкопали колодец, посадили яблони.
— А электричество у вас есть?
— Бог миловал, пока что держимся без него, — говорит Алексей. — Воду достаем ведром из колодца, готовим на дровяной плите. Но нам далеко до настоящих христианских праведников. Постом и молитвой хотим хоть немного приблизиться к ним.
На прощание мужчины пожимают нам руки. Пожатие у Михаила Данилевского крепче, чем у Алексея Богдана.
Комментарии