
После решения Совета национальной безопасности и обороны, утвержденного указом президента, в Украине приостановили действие маркетинговых контрактов между аптечными сетями и производителями лекарственных средств. Это может означать конец многолетней практики, когда аптеки фактически взимали дань за доступ к полкам, а конечная цена лекарства для пациентов искусственно росла - но только при условии законодательного закрепления пациентоцентрического подхода к ценообразованию. Об этом говорится в материале издания "Украинские новости", посвященном исследованию ситуации вокруг реформы фармацевтического рынка.
Как объясняют авторы исследования, ранее конечная цена упаковки для потребителя могла расти до 25% из-за требований крупных аптечных сетей по размещению препарата на полке; производители несли дополнительные издержки, которые включались в конечную цену.
В марте 2025 года по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, утвержденному указом президента, такая практика была признана неприемлемой и прекращена. Ключевую роль в реформировании подхода к распределению лекарственных средств сыграло Министерство здравоохранения, а также межведомственные консультации под руководством вице-премьера по восстановлению Ирины Верещук.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лекарства вошли в тройку категорий расходов украинцев - исследование
К рассмотрению участниками рынка предложена новая компромиссная модель, которая не запрещает маркетинг, но делает расчеты его объема прозрачными и контролируемыми. Согласно ей, рецептурные препараты больше не могут быть объектом маркетинговых договоренностей, а объемы и направление применения бюджета на продвижение будут контролироваться фармацевтическими компаниями.
"Средства производитель распределяет сам: он выбирает, с кем сотрудничать, кого поддержать, какие препараты продвигать. Это возвращает конкуренцию в аптечное дело. И главное - убирает давление со стороны сетей", - подчеркивается в материале "Украинских новостей".
По мнению аналитиков, новая модель позволит разрушить практику, когда большие сети диктуют, какие именно лекарства доступны украинцам и по какой цене. В случае, если маркетинговые "платы за полку" для рецептурных средств будут окончательно запрещены, ожидается снижение стоимости лекарств, расширение ассортимента и большая прозрачность в отношениях между аптеками и поставщиками.
"Или мы строим рынок, где пациент - не источник наценки, а субъект с правом на доступные, качественные и конкурентные лекарства. Или сохраняем систему, где несколько сетей решают, что именно увидит потребитель и какую цену он за лекарства заплатит. Компромисс Минздрава - не идеален. Но это первый за годы реальный прорыв к прозрачности, контролю и справедливости", - подчеркивают эксперты.
С марта текущего года с целью повышения доступности лекарственных средств для населения решением СНБО был введен полный запрет на маркетинг на аптечных полках и граничные розничные наценки. Кроме того, в сотрудничестве с Минздравом и Госликслужбой отечественные производители снизили отпускные цены на 300 наиболее употребляемых препаратов в среднем на 30%.
Комментарии