— Настоящий Новый год приходится на Семена Столпника, — говорит 71-летняя Тамара Негода из города Зеньков на Полтавщине. — Тогда уже урожай собрали, все перестает цвести и расти. Вечера длинные, ночи холодные. Все — лето закончилось.
14 сентября православная церковь начинает новый годовой круг богослужений. До XIV в. люди отмечали Новый год именно в этот день. Затем украинские земли вошли в Королевство Литовское и дату в соответствии с юлианским календарем перенесли на 1 сентября. В 1700-ом Петр и приказал праздновать начало нового года 1 января. Его распоряжение стали выполнять на Левобережной Украине, которая входила в состав Российской империи.
По церковной традиции, на 14 сентября приходится день памяти преподобного Симеона Столпника. Он жил в VI в. в Каппадокии - ныне территория Турции. Прославился тем, что 47 лет простоял на столпе, молился и постился. Украинцы по устоявшейся привычке преподобного называли Семеном.
— Люди приметили, что на Семена нет на улице воробьев, которые всегда крутятся по двору, — рассказывает Тамара Негода. — Это потому, что они в это время летают по полям, где зерно рассыпано. Но старые люди говорят, что птички в этот день прячутся в лесу или камышах, потому что черт ловит их меркой. А Семен все, что сверх меры, то оставляет на развод — выпускает в мир. Распределяет, кому из воробьев в каких селах зимовать, к какому хозяину под крышу забиться, потому что ведает всеми птицами на свете.
Семена считали еще покровителем насекомых. На Полтавщине верили, что в этот день можно избавиться от блох, мух и тараканов в доме. Для этого покупали новый веник или делали его из бузины или полыни, которые на Троицу клали на окно. Самый младший или самый старший в семье заметал. Особенно тщательно по углам, не пропуская ни одной щели. Делать это надо было очень серьезно и молча. Упаси Боже, чтобы засмеялся. Потом надо было выйти на улицу и громко крикнуть: "Кыш, мухи, к Степухе, а вы, блохи, к Евдохе". Тем веником запрещали еще раз пользоваться, его надо было выбросить на помойку или порубить.
— Говорят, кто в этот день будет собирать семена различных овощей, у того они лучше всего весной взойдут. Будут хорошие урожаи, — говорит 59-летняя Екатерина Жмурко, соседка Тамары Негоды. — Еще в этот день можно сеять озимые, тоже будет хороший урожай. А так, больше по дому ничего лучше не делать.
Считают, что с Семеновадня перестает расти трава. Поэтому женщины последний раз в году собирали в лесу травы. Особенно действенным было заготовленное в эти дни то, что защищало от ведьм и сглазов.
В селе Глинск Роменского района на Сумщине девушки ходили "трясти груши на вербе" на Семена. Одна качала иву, а подруга ее спрашивала: "Что ты трусишь?" "Груши!"— отвечала та. "То не груши, то мальчишеские души!"— смеялись. Потом из натрушенных с ивы шишечек и листьев готовили чай. Им поили ребят, чтобы верно любили.
После Семена начинали по вечерам ходить по селам старосты - открывался большой свадебный сезон, который длился до начала Рождественского поста - 28 ноября. С Семена прекращались молодежные гуляния на улице и начинались вечерницы.
К Семенову дню пытались уладить все дела, что было отголоском старинных новогодних традиций — стремление непременно к Новому году рассчитаться с долгами и закончить важную работу. Когда-то соглашения между хозяевами и наемными рабочими заключали сроком до 1 сентября. Чумаки, которые ходили в Крым за солью и рыбой, именно до этого дня спешили вернуться домой.
14 сентября начиналось "бабье лето". Наблюдали, если первый этот день теплый и погожий, то можно ждать долгой и теплой осени.
— Вот уже с середины сентября начинает рано темнеть, и я еще помню, как дома освещали лучинкой. Ведь лампочки нам появились только в 1970 году, - рассказывает 55-летняя Галина Гаврилович из села Бродница Заречненского района Ривненской области. - А потом еще в 1990-х постоянно электричество отключали, так тоже по тому прадедовскому способу подсвечивали себе - лучинку на припечек положили и люфту (заслонку. — ГПУ) оттянули и поджигали ее. Горела и светила.
Лучина или скипка — тонкая щепа, отколотая вдоль волокон древесины. Делали ее из осмола — смолистого пня сосны, чтобы давала как можно больше света.
— В будние дни всегда жгли лучиной. Керасиновые лампы ставили только на Рождество, потому что керосин берегли, дорогой был, - добавляет 87-летняя Елена Далидон из этого же села. - И женщины, и девушки вечером и утром шили, ткали, пряли и вышивали при лучине.
Жители современного Заречнянского района на Ривненщине на Семена "женили комина". Вечером вся семья собиралась за празднично накрытым столом. Хозяйка подпоясывала камин над печью новым полотенцем, а молодежь украшала его цветами. Хозяин выпивал рюмку водки и приговаривал: "Дай Бог, охоту раненько вставать, и чтобы свет был работать. Дай Бог, чтобы нашему роду не было переводу". Девушки пели свадебную песню жениху — домашнем камину:
Ми ж тебе квітами убирали,
Барвінчиком, рутой оперезали.
Праця наша дівка гарненька,
Полюбити Комина раденька
Ми ж тебе будемо женити,
Горілочку, пиво, мед пити.
Світи ж, Коминочку, ясненько,
Побуждай людей раненько,
Шити, прясти, ткати молодим,
А подарочки збирати старим.
Ремесленники от Семена тоже вынуждены были работать утром и вечером при искусственном свете — при скипках, а позже — при свечах. Накануне Семенова дня они собирались в кабаках "засиживать вечера", угощая друг друга водкой. Делали это для того, чтобы весь год не быть ленивыми. Считалось, если не "засидеть вечера" на Семена, то можно и не браться вечером за работу - будешь дремать. И наоборот, если "засидишь вечера", то потом можешь хоть и всю ночь прясть или мастерить.
Базарные торговцы танцевали вокруг репейника.
В ночь накануне Семена по городам отмечали "Праздник свечи". На площади устанавливали деревце калины или рябины с гроздьями ягод, украшали лентами, бусами и цветами. Прикрепляли свечи из воска и устраивали гуляния возле него.
В Киеве делали "обновление огня". Вечером тушили все, что горело, кроме лампадок возле образов. С восходом солнца трением добывали из дерева новый огонь, а вечером начиналось застолье с песнями и танцами. Громче всех праздновали на Житнем рынке. Торговки украшали большой репейник и вокруг него танцевали под музыку и пение.
Киевские ремесленники-цеховики отмечали Семена отдельно. В этот день принимали в группы подмастерьев, угощали их выпивкой и закуской. С тех пор они входили в коллектив мастеров.
Комментарии