Военные действия на Черном море после Февральской революции 1917 года в России практически прекратились. Черноморский флот находился на главной базе в Севастополе. На то время он насчитывал почти 400 кораблей разного типа. В частности — девять линкоров, три крейсера, 23 эсминца, четыре миноносца, 15 подводных лодок. Значительную часть из его почти 50 тыс. матросов составляли украинцы.
Уже весной 1917-го в Севастополе действовали Украинское Черноморское общество во главе с директором одной из местных гимназий Вячеславом Лощенко, военный клуб им. Ивана Сирко и другие организации. На протяжении года украинские кружки возникли и на многих кораблях. На митингах матросы-украинцы требовали признать появившуюся в Киеве Центральную Раду, и украинизации Черноморского флота. В октябре украинские организации ЧФ торжественно отметили украинизацию крейсера Балтийского флота "Светлана" — на всех кораблях на день подняли желто-голубые флаги. Значительное влияние среди матросов имели и большевики. Еще летом 1917-го они развернули активную агитацию среди черноморцев. Дисциплина на флоте все больше расшатывалась, значительная часть матросов открыто поддержала большевистский переворот в Петрограде. "На одних кораблях развевались красные флаги, на других желто- голубые, на третьих еще и черные (анархистов), причем почти ежедневно эти флаги менялись, потому что взбаламученные матросы на многочисленных митингах меняли свои национальные "убеждения" с красных на желто-голубые, потом на черные, потом опять на красные и т.д.", — вспоминал современник. В этих условиях командование ЧФ во главе с адмиралом Александром Немитцем все больше склонялось, чтобы подчиниться правительству Украинской Народной Республики.
Но в декабре 1917-го большевистская Россия начала войну против Украины. 27 января 1918 года Центральная Рада приняла Временный закон о флоте УНР. Черноморский флот был провозглашен собственностью Украины. Но данный закон остался на бумаге: большевики окончательно овладели Крымом. ЧФ они рассматривали исключительно как собственность Советской России.
Брестский мир в феврале 1918-го вынудил их убраться из Украины. Когда в конце апреля к полуострову приблизились немецкие войска и части Запорожской дивизии армии УНР под командой подполковника Петра Болбочана, в Крыму почти не осталось большевистских отрядов. Руководство Советской России потребовало от нового командующего ЧФ контр-адмирала Михаила Саблина вывести флот в Новороссийск. Но матросы-украинцы дредноутов "Воля" и "Царица Екатерина Великая" требовали от командования не покидать Крым. посомневавшись, Саблин признает украинскую власть. Флот остался в Севастополе до прибытия представителей правительства УНР.
29 апреля, когда к городу приблизились немецкие части, по приказу командующего почти все корабли флота подняли украинский флаг. Адъютант морского министра старший лейтенант Святослав Шрамченко описывал: "Севастопольский рейд блестел, как зеркало. В ч. 16 флагманский корабль Черноморского флота, линейный корабль "Юрий Победоносец", по приказу коменданта флота произнес:
"Флот, поднять украинский флаг!"
Корнейчук воспел этот "подвиг" в пьесе "Гибель эскадры"
Опали красные плахты. На большинстве кораблей послышалась команда "Стать к борту". По этой команде по-старому, как это было в боевом черноморском флоте, не расшатанном еще революцией, стал моряк вдоль борта лицом к середине корабля.
"На флаг и гюйс — стройно!"
"Украинский флаг поднять!"
И под горн и свист подстаршин-моряков взлетел вверх украинский флаг.
"Разойтись!"
По команде заиграли горнисты. Почти на целом большом флоте Черного Моря затрепетали в воздухе большие желто-голубые полотнища".
Контр-адмирал Саблин сразу же обратился к немецкому командованию с призывом остановить дальнейшее продвижение своих войск, поскольку Черноморский флот признал украинскую власть. Однако немцы проигнорировали это обращение. Украинское правительство тоже не смогло защитить флот от посягательств союзника. Стремясь любой ценой не допустить захват флота немцами, Саблин отдает приказ отплыть в Новороссийск. Украинские флаги на мачтах были спущены. 30 апреля 1918-го два линкора, 14 эсминцев, два миноносца и вспомогательные корабли из севастопольской базы отплыли в Новороссийск. В Севастополе остались семь линейных кораблей старого типа, крейсеры "Кагул", "Память Меркурия" (вскоре "Гетман Иван Мазепа") и "Прут", несколько миноносцев и кораблей отдельного назначения.
Ссылаясь на статьи Брестского мира, немецкое командование в ультимативной форме потребовало от Советской России немедленной выдачи флота, который отплыл в Новороссийск. После этого дредноут "Воля", крейсер "Траян" и еще несколько миноносцев вернулись в Севастополь. Относительно оставшихся в Новороссийске суден в июне 1918-го из Москвы получено следующее распоряжение: "Ввиду безвыходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожитьнемедленно. Председатель СНК В.Ульянов (Ленин)". Корабли были потоплены. Драматург Александр Корнейчук в 1930-х воспел этот "подвиг" в пьесе "Гибель эскадры".
Заняв Севастополь, немцы объявили стоявшие там корабли своей военной добычей. Украинский контр-адмирал Вячеслав Ключковский, который командовал флотом при Украинском Государстве гетмана Павла Скоропадского, уладил конфликт с немцами. Весь личный состав флота в Крыму постепенно зачли на украинскую службу. Тогда же разработали украинский военно-морской флаг, который вернули в начале 1990-х. В середине ноября 1918-го, после поражения в Первой мировой, немецкое командование окончательно вернуло уцелевшую часть ЧФ Украине. Но дальше было противогетманское восстание Симона Петлюры. На черноморском побережье высадился десант стран Антанты. Черноморский флот опять был потерян для украинской власти.
Комментарии
3