В годы полномасштабной войны, несмотря на все вызовы, угрозы безопасности и неблагоприятные в целом для страны экономические факторы, один из самых известных курортов Украины - Буковель - продемонстрировал чрезвычайно стремительные темпы развития гостиничной инфраструктуры. Новые отели, апарты, коттеджные городки и даже самый большой в стране аквапарк по мотивам культового мультфильма "Мавка". Все это произошло с Буковелем за последние три года. Сегодня в туристическую застройку карпатского курорта активно продолжают вкладывать средства как украинский бизнес, так и частные инвесторы. Рассмотрим, почему это выгодно и кто выигрывает больше всего.

Рекорды Буковеля
Туристический сбор Ивано-Франковской области в 2021 г. - до начала войны - составил 10,4 млн грн. Это почти вдвое больше, чем в 2020 году - 5,6 млн грн. Уже по итогам первого года полномасштабной войны - в 2022 году - туристический сбор области достиг почти 18 млн грн. В 2023 году он снова вырос на 13,7% и составил 20,41 млн грн. А в 2024 году уже достиг 33 млн грн.
В 2024 году Буковель принял более 2,5 млн туристов, что на 10% больше, чем в 2023 году. Кроме того, по данным соучредителя компании Metrum Group Игоря Шибы, в 2023-2024 годах общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры Буковеля составил около $50 млн. И это не предел, считают эксперты и девелоперы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самый дорогой курорт Украины: какие цены на проживание и развлечения на Буковеле
"Буковель сегодня как туристический центр отдыха и оздоровления развивается действительно стремительными темпами. Важную роль в этом играют и девелоперские компании, и инвесторы, и украинцы, выбирающие внутренний туризм. Не менее весома и вовлеченность органов местной власти в развитие инфраструктуры региона.
Perspektyva Group основательно исследовала рынок, прежде чем сделать свой выбор в пользу Буковеля. Уже скоро готовимся публично объявить о старте своего масштабного инвестиционного проекта в гостиничную недвижимость Карпат. Наши прогнозы указывают, что Буковель продолжит сохранять свою туристическую и инвестиционную привлекательность и в ближайшие годы, и после окончания войны тоже.
А о том, кому это выгодно и почему, говорят цифры. За три года Ивано-Франковская область приумножила свои поступления туристического сбора в три раза. То есть, во-первых, выиграет бюджет региона и экономика страны. Во-вторых, выигрывают инвесторы, которые вкладывая средства в апарт, гарантированно получают 10-15 процентов годовых. Однозначно, что выиграют украинцы, которые за разумные деньги получают в Карпатах лучший сервис и современные оздоровительно-медицинские услуги", - отметили в девелоперской компании Perspektyva Group, которая с 1996 года реализует в Украине проекты в сфере жилой, коммерческой и рекреационной недвижимости.
За годы войны в Буковеле построили около 60 новых проектов апарт-отелей и коттеджных городков. А в этом году к сдаче в регионе готовят еще 4 гостиницы с общим номерным фондом в 600 номеров. Но так было не всегда, напоминает СЕО Ritm group Александр Лахтионов.
"Еще 5-7 лет назад такого отдельного продукта для инвестиционного кейса в Карпатах у нас не было. Сегодня рекреационная недвижимость - это отдельный продукт, достаточно конкурентный. Многие рассматривают его как объект инвестиции для получения прибыли", - объяснил Лахтионов в комментарии Delo.ua.
Выгодные инвестиции
В том, что на инвестициях в Карпаты можно выгодно зарабатывать, на своем опыте уже убедились тысячи инвесторов.
Есть три основных стратегии при инвестировании в недвижимость. Это - рента, накопление в сохранении средств и рост капитализации, объясняет Лахтионов и добавляет, что высшую разовую доходность дает инвестиция в котлован. В таких условиях инвестированные деньги растут в цене от старта до сдачи на 15-30%.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назвали самые популярные озера Закарпатья для отдыха всей семьей
"Если сегодня в центре Буковеля средняя цена готового квадратного метра в апарт-отеле 4-4,5 тысяч долларов, то на уровне котлована в подобном объекте инвестор заплатит 3-3,5 тысяч долларов, то есть сэкономит одну тысячу долларов на одном метре. Однако нужно будет подождать до готовности два года. Я всегда рекомендую дифференцироваться, чтобы не инвестировать 500 тысяч или 1 миллион долларов в один проект. Лучше сделать 5-6 инвестиций на разных стадиях - это уменьшает риски и дает лучший прирост", - советует эксперт.
Не просто отели
В январе 2025 года в Буковеле начал работу Офис устойчивого развития Bukovel. И его амбициозная цель - трансформировать курорт в туристическую дестинацию по международным стандартам Green Destinations.
Первые результаты его работы, например, заключаются в том, что по состоянию на май 2025 года уже 11 отелей Буковеля прошли международную экологическую сертификацию Green Key (международная программа, удостоверяющая ответственное отношение к окружающей среде. - Gazeta.ua). В частности, это RADISSON, GLACIER, HAY by EDEM Family, TAVEL, HVOYA, TWINS, MOUNTAIN RESIDENCE, BUKOVEL HOTEL, BUKOVEL APART, BUKOVEL CHALET и SHELTER.
Важно, что большинство этих гостиничных комплексов открыли свои двери для туристов именно во время войны. Однако эксперты до сих пор считают, что рынок гостиничной недвижимости в Карпатах все еще остается недооцененным, а соответственно, все еще имеет достаточно значительные перспективы для роста.
Гостиничная недвижимость в Карпатах еще не достигла своего максимального спроса
"У Буковеля есть значительный потенциал оставаться на вершине. Во-первых, гостиничная недвижимость в Карпатах еще не достигла своего максимального спроса, поэтому есть простор для развития. Кроме того, после окончания войны Буковель станет еще более привлекательным для иностранцев, поскольку инфраструктура улучшится, а курорт будет еще более технологичен и удобен для туристов", - считает Игорь Шиба.
Соглашаются с таким прогнозом и в Perspektyva Group, отмечая, что Буковель является не просто туристической локацией, но и важным центром реабилитации и восстановления военных и гражданских, которые получили ранения и травмы в результате войны.
"Это тоже важный аспект и реалии страны, которая три года живет в условиях полномасштабной войны. Соответственно, медицинская составляющая курортов Карпат будет оставаться важной, и она уже стала mast-have для каждого нового апарт-комплекса", - добавили в компании.
Апартаменты в новых гостиничных комплексах стоят от $40 000 до $90 000.
Рентабельность объектов Карпат составляет в среднем 10% годовых в валюте. Дополнительные бонусы для инвестора - дисконты и возможность бесплатного проживания.
Апарты и гостиничные объекты девелоперы строят "под ключ". За управление объектом, его развитие, маркетинг, рекламу, бронирование и ивент-составляющую отдыха гостей отвечает управленческая компания.
Большинство девелоперов предоставляет инвестору договорную гарантию доходности, что снижает риски для инвестора.
Статистика 2023-2024 гг. свидетельствует о том, что перепродажа апартаментов в уже открытых отелях позволила заработать инвесторам примерно 20-30% от стоимости апарта на старте продаж.
Комментарии