12 июля состоится второе заседание конкурсной комиссии по избранию директора Института книги. На должность претендуют девять человек. Среди них - литературоведы, писатели, чиновники и общественные деятели.
С писателем Андреем Любкой, 29 лет, разговариваем об Институте книги.
Министр культуры Евгений Нищук рассказал, что на обновление библиотечных фондов Институту книги выделят 50 миллионов гривен. Этого хватит?
- Для Украины это не сумма. У нас столько сел и городов. Хорошо будет, если в каждый из них попадут хотя бы пару книг.
Создание Института книги еще надо наполнить смыслом и деньгами. Две главные функции организации - популяризация чтения в Украине и распространения отечественной литературы за рубежом.
Когда приглашают на фестиваль швейцарского писателя, это ничего не стоит. Надо просто написать письмо в посольство Швейцарии. Они оплатят перелет, гостиницу, гонорар, работу переводчика. Швейцарцы рады, что есть заинтересованность их литературой. Когда украинского автора приглашают на фестиваль за границу, проживание и гонорар оплачивают организаторы. На всех встречах за рубежом спрашивают не только о литературе, но и об Украине. Писатели могут лоббировать идеологию своей страны.
В Польше Институт книги в маленьких городах начал строить новые библиотеки из стекла и бетона, а не обновлять фонды. Теперь в этих модерных зданиях местные проводят собрания общины, показы фильмов, другие мероприятия. Библиотека может получить деньги на свой проект, если приглашает польского писателя или переводчика и оплачивает ему гонорар. Таким образом стимулируют, чтобы небольшие города давали возможность заработать авторам и узнать о них читателям. Это - наполнение культурной жизни провинции.
Литераторов поощряют посмотреть, как и чем живет страна. И схема работает. Автор написал произведение, имеет за него гонорар, тур по сельским библиотекам. В таких местах книг покупают больше всего, потому что приезд туда любого творца - большое событие. Проехав такой тур, писатель имеет запас денег на полгода, чтобы спокойно писать новую книгу.
Вы выступали в Германии, Австрии, Польше, Турции. Как за рубежом популяризируют чтение?
- Предыдущую книгу "Комната для печали" дописывал в Швеции на острове Готланд. Главный там почти средневековый город Висбю. Население - 22 тысячи, делать нечего. Когда уставал писать, просто гулял. В центре натолкнулся на самое красивое новейшее здание. Думал, налоговая или городской совет. А оказалось - библиотека. Я зашел, хотел что-то взять. Документы для этого не нужны. Нет охраны. Есть рамка, как в магазине, а на книге - штрихкод. Стоят диваны, на которых можно лежать, бесплатный ксерокс и напитки. Есть диски с музыкой и фильмами, их можно в наушниках здесь же смотреть.
Библиотека там - не учреждение, а место встреч. Спросил у посетителя: "А как вы воспитываете любовь к Родине?" Тот ответил: дети и так гордятся, что живут в стране с высокими социальными стандартами. В школах не преподают шведскую литературу, такого предмета нет. В младших классах просто "чтение". Предлагают легкие понятные тексты, чтобы приучить к книге. А в старшей школе это перерастает в дискуссионный клуб, где учитель отходит на задний план. Каждый ученик должен выбрать книгу, прочитать ее. Потом готовит презентацию, чтобы заинтересовать других. Детям интересно, потому что они могут делиться знаниями, приобретают ораторские умения.
Что должно делать государство и Институт книги, чтобы привлечь украинцев к чтению?
- У человека должны быть деньги, чтобы купить книгу. Необходимо достаточное количество книжных магазинов. У нас в некоторых райцентрах читатель не имеет доступа к книге. Кроме библиотеки, где может стоять 50 томов условного Горького, в которых даже страницы не разрезаны.
Лучше стало с появлением интернета. Книгу можно заказать по почте. Я посмотрел географию своих заказов. Больше половины - в маленькие населенные пункты, где я никогда не был. В таких местах книги обычно берут только в библиотеке. Туда приходят школьники, чтобы читать произведения по школьной программе. Или пенсионеры, потому что там есть периодические издания. Но мы потеряли поколение в возрасте от 35 лет. Тех, кто взрослел в 1990-х. На презентациях я таких не видел. Не читают. При том, что неплохо зарабатывают, бывают за рубежом.
Однажды меня пригласили выступить в Сокальской исправительной колонии. Там сидят осужденные за убийство, есть с пожизненными сроками. Я читал свой роман о контрабанде "Карбид". Им было интересно, смеялись, задавали вопросы. Например, не могу ли описать их. Один попросил адрес, чтобы прислать сюжеты для следующих произведений. А потом я попросился посмотреть их библиотеку. Она очень зачитана. Заключенные читают почти все. Но книги там на уровне 1960-х. Почти нет изданных в независимой Украине. В том закрытом пространстве библиотека могла бы быть не только средством перевоспитания, но и способом интегрировать этих людей в общество. Современная литература интересна тем, что описывает современную жизнь и проблемы.
Была дискуссия о том, что электронные книги вытеснят бумажные. Надо ли волноваться?
- Относительно электронных книг должны беспокоиться издатели. Писателю важно, чтобы читали его тексты. В бумажной форме - это бонус. Мой издатель рассказал - с тех пор, как началась война и девальвация, его оборот увеличивается ежегодно минимум на 25 процентов. Все больше людей покупают книги. Имею два объяснения.
Первое - люди острее чувствуют опасность. Мир изменился, а книга - возможность немного глубже проживать жизнь. Люди, которые физически дотронулись до войны, начали искать смысл в ней. В списках наиболее продаваемых в книжных магазинах опять появляется антиутопия англичанина Джорджа Оруэлла "1984" о тоталитаризме. Массовыми тиражами издают романы немца Эриха-Марии Ремарка и американца Эрнеста Хемингуэя. Эти писатели были ветеранами Первой мировой.
Второе объяснение проще. Когда обесценилась гривна, доходы украинцев настолько упали, что копить нет смысла. Люди начали тратить деньги. В том числе и на книги.
Чтение - специфическое получение информации. В 1970-х, когда в каждом доме появился телевизор, говорили, что началась новая эпоха. Считали, все будут слушать только радио и будут смотреть "голубые экраны", а книга умрет. Сейчас многие уже не смотрят телевизор. Новости узнают из интернета. Это значит, что человек основную массу информации опять получает через чтение. Это - хороший знак.
Комментарии