В конце прошлой недели в Лондоне состоялся антикризисный саммит так называемой "Большой двадцатки" — 20-ти самых развитых стран мира. Его формальные решения считают существенными. Однако пока что рано утверждать, что они смогут кардинально изменить ситуацию.
Одно из наиболее обсуждаемых из принятых на саммите решений — выделение на борьбу с кризисом $1,1 трлн. Если измерять по отношению к совокупному мировому валовому внутреннему продукту, сумма по своему весу превышает знаменитый послевоенный план Маршала. Хотя если взглянуть на структуру, окажется: на самом деле идет речь о значительно меньших средствах.
Самой весомой частью — почти $500 млрд — является предоставление дополнительных средств МВФ. В эту сумму учтены $250 млрд, уже принадлежащие фонду, $100 млрд, выделенных в ноябре прошлого года для него Японией, и 75 млрд евро (то есть $101,1 млрд), выделенных ранее в этом году Евросоюзом. Поэтому на самом деле дополнительные средства для МВФ, относительно которых приняты решения на саммите, менее чем $50 млрд.
Вторая весомая часть — $250 млрд на покрытие торговых дефицитов. Представители "двадцатки" учитывают финансирование всей внешней торговли на протяжении следующих двух лет. Относительно запланированных дополнительных сумм на этот год, то это почти $25 млрд.
Сумма по своему весу превышает знаменитый послевоенный план Маршала
Из-за желания перейти к менее сконцентрированному на США миру должна быть осуществлена эмиссия Специальных прав заимствования (СПЗ) на дополнительные $250 млрд. СПЗ — это валюта, используемая Международным валютным фондом, стоимость которой определяется стоимостью корзины из четырех валют: доллара, евро, иены и фунта стерлинга. За каждой страной — участницей МВФ — зарегистрировано определенное количество СПЗ, что приблизительно отвечает количеству ее голосов в фонде. Например, у США сегодня 16,77% голосов, а у Украины — 0,63%. Новые СПЗ собираются раздать так, чтобы экономика развивающихся стран получила больше голосов. Впрочем, львиная доля их все равно останется в самых развитых стран, не пользующихся услугами МВФ. Развивающиеся экономики получат от эмиссии небольшую выгоду. К тому же МВФ — организация бюрократическая, и перетягивание каната относительно размера квот для того или иного государства может длиться год. Поэтому рассчитывать сегодня на какую-либо пользу от этой суммы не стоит.
Остаются еще $100 млрд помощи самым бедным странам. Часть этих средств предоставят из бюджетов развитых стран. Часть — как заимствование на внешних рынках для самых бедных. Также разные банки развития должны получить дополнительный капитал, хотя его объем и время получения средств пока что не определены.
Поэтому, несмотря на громкие заявления о $1,1 трлн помощи для выхода из кризиса, настоящая сумма значительно меньше. Причем почти все деньги должны согласовать страны-участницы. Поэтому не стоит ждать от саммита мгновенного мощного эффекта.
Комментарии