30 июля 1937 года тогдашний нарком внутренних дел СССР Николай Ежов подписал указ N00447. Так был дан старт "большой чистке" 1937–1938 г.г. О ее последствиях и влиянии на современную Украину разговариваем с заместителем директора Института социологии Национальной академии наук, доктором социологических наук Евгением Головахой, 57 лет.
Какие основные фобии и страхи заложили в нашем обществе сталинские репрессии?
— До 1937 года волны репрессий также обрушивались на разные слои населения, включая пролетариат, не говоря уже о крестьянстве. Однако они не были тотальными и всегда, пусть и фальшиво, объяснялись реакцией на какие-то "подступы контрреволюции". Например, первая волна "красного террора" была проведена как отплата за покушения на Урицкого и Ленина. А убийство Кирова в 1934 году стало катализатором первой серьезной чистки партапарату и т.п. И население, в целом, воспринимало репрессии как разовые акции, задевающие определенные слои, но не их лично. Однако в 1937-ом они приобрели характер грандиозной народной чистки.
Страшнее всего — после этого процесса стало очевидным то, что любой масштаб репрессий при правильной организации может в обществе пройти "на ура". Стало ясно, что всегда найдется ровно столько, сколько нужно, палачей, карателей, охранников, доносчиков и энтузиастов, готовых поддержать репрессии. В Украине ситуация была еще более трагической потому, что наша интеллигенция привыкла: место под солнцем нужно завоевывать в столице метрополии — Петербурге, потом — в Москве. И поэтому прослойка этих людей была достаточно тонкой, что облегчало задание карателей по ее уничтожения. Поэтому украинская интеллигенция была целеустремленно выкошена под корень.
В итоге груз социальной морали выпало нести уцелевшим. А это в массе своей люди, которые были готовы на все ради сохранения своего социального статуса, да и просто жизни. Именно они — "молчаливое большинство" — создали в обществе атмосферу безразличия к злу, апатии к своеволию власти, существующей до сих пор. Они породили проблему тотальной продажности и цинизма.
Следовательно, грех сетовать на нашу так называемую элиту и ее неумение строить нормальное государство. Ведь она или непосредственно родом оттуда, или сформировалась под воздействием людей, порожденных той страшной эпохой.
Каким образом Сталину удалось уничтожить такое количество людей, не получив серьезного отпора?
— Сработал механизм гигантского социального подкупа. Людей уничтожали и покупали одновременно. Верхушка режима жила абсолютно в другом мире по сравнению с массами населения. У нее было отдельное питание, жилье, отдых. И вот, подкупленные этим всем, они теряли всякую волю к сопротивлению. А снизу же шел колоссальный натиск так называемых "выдвиженцев" — людей из народа, малограмотных, грубых, но очень инициативных и любителей пробиться к вершин ам власти. Они всей душой поддерживали репрессии, потому что занимали освобождавшиеся места. То есть репрессии открывали путь для новой бюрократии, еще с большей старательностью выполнявшей указы верхушки. Для остальной же массы населения оставались страх и ложь.
Но репрессии коснулись практически всех слоев населения...
— Сначала уничтожались состояния — дворяне, купцы, священники. Однако в обществе все равно оставалась пусть и сугубо интеллектуальная, но оппозиция. Тогда обратились к носителям традиционной морали независимо от их прошлого. Тех, кто не мог воспринимать злодеяний большевиков как норму.
Помещика заменил председатель колхоза или секретарь обкома
Одной из самых плохих черт, порожденных "большой репрессией", является убеждение, что честь и достоинство человека, его твердая моральная позиция — это путь дурака, путь к ухудшению и разрушению собственного благополучия. Эта вбитая в головы наших граждан репрессиями "истина" до сих пор имеет огромное влияние на общественное сознание. Мы умеем быть честными, когда это выгодно или безопасно, в благоприятных условиях. К тому же репрессии лишили наше общество семейных ценностей и морали. Вспомним хрестоматийный пример Павлика Морозова: если родители — враги советской власти, значит, такие родители не нужны. Была уничтожена генеалогия как связь поколений и передача позитивного семейного опыта. Людям вбивали в головы, что прошлого лучше не трогать, потому что там можно такое найти, что потом не отмоешься. Например, я сам до 50 лет не знал фамилии и отчества своего родного дедушки.
Почему традиционная мораль мешала большевикам?
— В ней осуждается нечестивый путь к успеху и получению благ. А при советской власти вся система была построена таким образом, чтобы наделять благами именно за аморальное поведение. Грубо говоря, донеси — и получишь квартиру, должность и привилегии жертвы. Мораль традиционная была заменена моралью классовой. Что намного хуже чем просто аморальность. И вот почему.
При постоянной ценностно-нормативной системе выгоднее быть моральным. В обществе существует механизм обмена по принципу: ты делаешь то, что нужно мне, я — то, чего не хватает тебе. Быть моральным в нормальном обществе значит быть уверенным в себе и в окружающих. Поскольку они, в свою очередь, доверяют тебе и знают, что с тобой можно иметь дело. Сталинские же репрессии создали общество неэквивалентного обмена. Что такое классовая мораль? Морально только то, что служит "передовому классу". А что ему не служит — аморальное. То есть, например, уничтожение дворян или священников — моральное, потому что эти общественные прослойки мешают реализовать пролетариату свою миссию по построению "светлого будущего". Следовательно, была создана система патологической, изуродованной морали. Это — даже не аморальность, это анти -мораль . Однако нужно понимать, что классовая мораль не могла быть построена на пустом месте — в ее фундамент было необходимо заложить кое-что из традиционной морали. Поэтому культивировалась этика бытовых отношений. Тоталитарная система позволяла человеку быть моральному дома, в семье, в отношениях с друзьями — то есть, везде, где не затрагивались интересы системы. Но не в социально-политической сфере, где быть моральным выродком стало нормой. Это та же пресловутая двойная мораль.
Насколько сильно это тоталитарное прошлое влияет на современное украинское общество?
— Социальный опыт, переживаемый страной, никогда не проходит бесследно. Например, опыт пусть и незрелой, но все-таки демократии Европы в средние века дал ей возможность построить цивилизованное общество. И обратный пример — уже из нашей истории. Крепостничество было упразднено только в 1861 году. Этот опыт очень легко ожил в сталинские времена, когда у крестьян отобрали паспорта и сделали теми же крепостными, только советскими. А помещика заменил председатель колхоза или секретарь обкома. Поэтому, к сожалению, и опыт репрессий из общества никуда не исчезнет. Так или иначе, в той или другой форме, но при благоприятных условиях он всегда готов к воссозданию.
Как окончательно побороть последствия сталинской эпохи? И возможно ли это?
— В наше время советская бытовая мораль практически уничтожена. Новая же социально-политическая мораль не сформирована, потому что прошло еще очень мало времени после краха советской системы. Зато появился очень важный момент, способный вполне изменить ситуацию — пространство для морального самовыражения каждого отдельного человека. Когда люди осознают, что проблема физического выживания перед ними не стоит, и никто не может стать на пути их самоусовершенствования, тогда перед обществом появятся прекрасные перспективы. Честность, эквивалентный обмен нужно снова свести в ранг общественного закона. Всем нам следует понять, что быть честным выгодно. Ищите моральных путей достижения успеха — и вам же будет лучше. Каждый должен начинать выдавливать по капли раба из себя самого. Каким бы непоследовательным и длинным не был этот процесс.
Комментарии
1