Помпезный парад Си: история украденной у Тайваня победы

Парад в честь победы во Второй мировой войне в Китае имел целью показать: Пекин накопил достаточно и вооружений, и живой силы, чтобы не только отразить нападение, но и развязать войну. Несомненно - против Тайваня. Но если спросить себя, какое отношение китайские коммунисты имеют к победе - ответом будет: почти никакого. Потому что пока армия Чан Кайши проливала кровь в боях, теряя миллионы бойцов-националистов, коммунисты в тылу готовились к захвату власти. И им, наконец, это удалось. Так кто победил на самом деле - и что именно празднует Си?

В последние годы Пекин все более помпезно отмечает "победу в Войне сопротивления японской агрессии", равно как и Россия, превращая память о Второй мировой в инструмент современной политики.

В 2015 году Китай провел крупнейший военный парад с демонстрацией новых ракетных систем; нынешняя 80-я годовщина завершения войны вновь представлена ​​как триумф под руководством Си Цзиньпина, в сопровождении союзников-режимов и поразительных образцов техники. Этот парад был не только об истории, но и о попытке легитимации власти и геополитическом сигнале внешнему миру.

Чтобы понять контекст, нужно вернуться к началу ХХ века. После поражения в войне с Японией 1894-1895 годов, Китай потерял Тайвань и фактически стал полуколонией, разделенной на "сферы влияния" западных государств и Токио. Провозглашенная в 1912 году Республика не смогла объединить страну: большинство провинций контролировали местные военачальники. Лишь в 1920-х годах Националистическая партия (Куминьтан, КМТ) под руководством Чан Кайши совершила "Северный поход" и установила власть в большинстве регионов.

...Китай накануне Великой войны оставался расколотым и политически слабым

Однако уже тогда появился новый внутренний игрок - коммунисты. После "Долгого похода" (1934-1935) они закрепились в сельских районах Севера, создав собственные структуры. Таким образом, Китай накануне Великой войны оставался расколотым и политически слабым.

Японская империя использовала этот хаос, инсценировав в 1931 году "Мукденский инцидент." Он стал поводом к оккупации Маньчжурии и созданию марионеточного государства Маньчжоу-го под формальным руководством последнего императора Пуи. Лига Наций осудила агрессию, но ничего не сделала. В 1937 году, после инцидента на мосту Марко Поло, Япония начала полномасштабное вторжение.

В это время распыленные китайские силы были вынуждены образовать Второй объединенный фронт, хотя сотрудничество между националистами и коммунистами оставалось напряженным и формальным.

Так кто и главное, как воевал с Японией?

К началу полномасштабной японской агрессии Китай уже более десяти лет жил в состоянии фактической гражданской войны. Националисты (Куминьтан, КМТ) под руководством Чан Кайши контролировали основные города и промышленные центры, тогда как коммунисты после "Долгого похода" (1934-1935) закрепились в отдаленных сельских районах Шэньси. Обе силы готовились не столько к войне с Японией, сколько к борьбе между собой за будущее страны.

...коммунисты избегали больших фронтовых сражений, концентрируясь на партизанской войне и распространении своего политического влияния в селах, тогда как главный груз регулярных боев нес КМТ

Японское вторжение вынудило враждующие лагеря пойти на вынужденный компромисс. Так возник Второй объединенный фронт (1937 г.), когда формально коммунистические войска были включены в состав Национально-революционной армии. Но сотрудничество оставалось поверхностным: коммунисты избегали больших фронтовых сражений, концентрируясь на партизанской войне и распространении своего политического влияния в селах, тогда как главный груз регулярных боев нес КМТ.

Именно националистическое правительство организовало оборону в величайших битвах за Шанхай (1937), Тайерчжуан (1938), Ухань (1938). В этих кампаниях погибли сотни тысяч китайских солдат, а миллионы гражданских стали жертвами бомбардировок и массовых расправ, ужаснейшей из которых была "Нанкинская резня" в декабре 1937 года.

Несмотря на поражение, правительство Чан Кайши смогло удержать Чунцин как временную столицу, где работал дипломатический корпус и куда поступала международная помощь. Именно этот центр "свободного Китая" символизировал продолжение сопротивления. Коммунистические силы под командованием Мао Цзэдуна в это время сосредоточились на создании альтернативных административных структур в аодконтрольных селах, готовясь к предстоящей борьбе за власть после войны.

Смог бы Китай победить без США и СССР?

Почти наверняка - нет. Выживание фронта обеспечивали американская помощь: сначала "Летучие тигры" Клера Шенно, затем ленд-лиз и легендарный "воздушный мост" через Гималаи ("the Hump"). США вкладывали ресурсы в Китай-Бирма-Индия (CBI), что позволило удержать поставки.

Так что окончательную капитуляцию Японии ускорили не китайские фронты, а два внешних фактора: атомные удары США по Хиросиме и Нагасаки и вступление СССР в войну 8 августа 1945 года. Стремительная советская операция "Августовский гром" разгромила Квантунскую армию в Маньчжурии. Именно эти события заставили Токио капитулировать.

...японскую капитуляцию в Китайском театре 9 сентября 1945 года принимал генерал Хэ Инцин от имени Национально-революционной армии, то есть правительства Республики Китай, а не коммунистов

Кстати, исторический факт: японскую капитуляцию в Китайском театре 9 сентября 1945 принимал генерал Хэ Инцин от имени Национально-революционной армии, то есть правительства Республики Китай, а не коммунистов. Но этот факт, который признают и китайские официальные ресурсы, и тайваньские архивы, - почему-то (?) утерялся в современной китайской пропаганде.

Так чья это победа?

Современный Пекин активно переписывает историю Второй мировой войны. Во всех официальных речах и учебниках именно Коммунистическая партия выставляется главным организатором "всенародного сопротивления японскому милитаризму". Такой нарратив подкрепляется масштабными парадами, музеями и даже сериалами, изображающими Красную армию Мао как главную силу сопротивления.

На самом же деле основная тяжесть войны лежала на плечах Национально-революционной армии Чан Кайши. Именно она сражалась в крупных кампаниях, несла наибольшие потери и принимала капитуляцию Японии 9 сентября 1945 г. в Нанцине. Коммунистические войска в это время действовали преимущественно партизанскими методами, избегая фронтовых сражений, и главное внимание уделялось расширению политического контроля над деревнями.

...произошла сознательная узурпация памяти: роль Республики Китай (нынешнего Тайваня) в войне постепенно вытеснили из коллективного сознания, а заслуги националистов стерли...

После 1949 г., когда Мао захватил власть и провозгласил КНР, произошла сознательная узурпация памяти: роль Республики Китай (нынешнего Тайваня) в войне постепенно вытеснили из коллективного сознания, а заслуги националистов стерли или преуменьшили. В учебниках, музеях и на парадах главным героем войны стал Китай коммунистический, хотя исторические документы свидетельствуют об обратном.

Историки на Тайване прямо называют это "украденной победой". Ведь Республика Китай имела международное признание, была среди учредителей ООН и официально входила в "Большую четверку" союзников вместе со США, СССР и Британией. Коммунисты того времени оставались маргинальной силой, которая больше готовилась к предстоящей гражданской войне, чем к изгнанию японцев.

Таким образом, современное празднование в Пекине это не столько честь реальной истории, сколько инструмент легитимации режима. Победа, одержанная республиканским Китаем и союзниками, была тщательно переписана и превращена в миф о "героическом КПК".

Геополитические танцы на костях погибших

Пышные "победные" церемонии в Пекине это не только о почете погибшим, но и о конструировании современной легитимности КПК. Они призваны закрепить в сознании образ партии как единственного победителя, оправдать претензии на Тайвань и представить Китай как соучредителя послевоенного мирового порядка.

В этой театрализованной эстетике легко узнать аллюзию к терракотовой армии первого императора Цинь Ши Хуана (Шихуанди). Тот тоже стремился к бессмертию и перед смертью приказал соорудить грандиозный мавзолей с тысячами глиняных воинов, которые должны были оберегать его вечность.

Сегодняшние парады, где десятки тысяч солдат и техники выставляются как живой монумент, это современная "терракотовая армия", призванная охранять не императора, а очередной китайский миф о всесильной партии и бессмертном лидере.

...главный груз войны несли националисты Чан Кайши, фронт держался благодаря американской помощи, а окончательное поражение Японии обеспечили атомные удары США и молниеносное наступление Красной армии...

Так что если посмотреть на историю без идеологических очков, то видим, что главный груз войны несли националисты Чан Кайши, фронт держался благодаря американской помощи, а окончательное поражение Японии обеспечили атомные удары США и молниеносное наступление Красной армии в Маньчжурии. Именно правительство Республики Китай официально принимало капитуляцию Токио. Итак, когда сегодня Пекин выводит на площадь Тяньаньмэнь тысячи солдат и техники, стоит спросить: он чтит настоящий подвиг китайского народа или празднует политический миф, узурпировавший чужую победу и превративший память о войне в декорацию для современного режима?

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі