Власть - это об ответственности. В том числе и перед погибшими
Когда встречают наших защитников из плена - пестрят флаги, улыбки, представители власти машут руками на камеры СМИ. Однако когда речь идет о встрече тел наших погибших - читаем скупые слова о приблизительном количестве вернувшихся. Почему? Неужели наши павшие, отдав за Украину свое самое дорогое - жизнь - не стоят ни отдельного ритуала встречи с почетным караулом, ни персональной благодарности от власть имущих? Не говоря уже о том, чтобы упростить процедуру прохождения всех кругов ада для семей погибших?
Уважение к погибшим защитникам - это зеркало отношения к живым. Каждый раз, когда мы встречаем наших граждан, возвращенных из плена, видим улыбающиеся лица их родных и близких. Раздаются радостные репортажи, звучат пафосные заявления представителей власти.
К сожалению, картина становится гораздо мрачнее, когда возвращают тела наших погибших воинов и рядовых граждан, сотнями или даже тысячами. Тех, кто был убит или доведен до смерти в бесчеловечных условиях русских застенков. Статьи об этом преимущественно делают не украинские, а в подавляющем большинстве, иностранные СМИ.
NYTimes описывает это чувство удручающей реальности: "На запыленной железнодорожной платформе в Одесской области украинские работники разгружают белые мешки с телами из рефрижераторных вагонов. В воздухе стоит резкая трупная вонь".
А вот как все выглядит в репортаже "Следствия Инфо": "На Полтавщине после репатриации привезли около 1000 тел украинских защитников в вагонах-рефрижераторах. Прямо у железнодорожного пути работают следователи, судмедэксперты и взрывотехники. За неимением холодильных мощностей, процесс организован как "полевой морг". Морг не вмещает такое количество тел, поэтому специалисты работают в полевых условиях у путей".
...на мероприятиях по встрече тел погибших, замученных украинских граждан, попиариться не получится. Поэтому там мы не видим руководства государства
Понятно, что на мероприятиях по встрече тел погибших, замученных украинских граждан, попиариться не получится. Поэтому там мы не видим руководства государства. Не хочу прибегать к жестким эпитетам, которые использует по этому поводу главред "Последнего Бастиона" Геннадий Сикалов, возможно, он делает это слишком прямолинейно.
Однако именно на таких мероприятиях больше всего чувствуется их личная ответственность за каждого погибшего. Ведь это значит, что, возможно, они чего-то не сделали или сделали не так, чтобы не допустить этих смертей.
Бесспорно, это невероятно тяжелое моральное бремя. Но соглашаясь идти во власть, человек должен осознавать, что это не только приятные события с цветами, улыбающимися лицами и позитивными репортажами о достижениях власть имущих. Это также о готовности брать на себя ответственность за утраченные жизни и о необходимости быть рядом с семьями погибших в самый трудный для них момент. Даже если придется подвергнуться их жесткой эмоциональной реакции, особенно в присутствии СМИ.
И замечу, что абсолютно недопустима лексика, которой пользуются некоторые высокопоставленные должностные лица, даже министры, когда говорят о "приблизительно 6 тысячах тел". Такие слова - нож по сердцам семей этих "приблизительно" 6 тысяч. Матери, родители, жены тоже считают своих детей "приблизительно"? Когда речь идет о погибших героях - наречия неуместны.
Проблема назрела и перезрела. Голосов, отмечающих необходимость введения четкого ритуала уважения к павшим, обязательным для всех органов власти, все больше. Действительно, есть очевидный минимальный набор, с которого следует начинать обсуждение: почетный караул (по возможности), флаг, краткая официальная формула, приспущенные флаги в определенные дни и четкая визуальная айдентика государства. А также нормативы нравственного языка для должностных лиц, которые будут запрещать дегуманизируя термины, фокусируясь на именах, подразделениях, персонализированной благодарности. Уважение семей погибших должно стать общественной аксиомой.
...принцип "единого окна", когда семья общается не с десятком различных институций, а с одним человеком, ответственным за логистику, идентификацию, церемониал, выплаты, психологическую поддержку
Добавлю также, что необходима координация действий государства, направленная на поддержку семей погибших. Должен быть введен принцип "единого окна", когда семья общается не с десятком различных институтов, а с одним человеком, ответственным за логистику, идентификацию, церемониал, выплаты, психологическую поддержку. И от которой мы никогда не должны услышать: "Я его/ее туда не посылал".
Кроме того, следует ввести регулярные символические форматы памяти. Кроме официальных дат, полезны повторяющиеся "моменты тишины"/национальные инициативы, объединяющие страну. На уровне государства требуется больше прозрачных объяснений (с учетом безопасности и конфиденциальности) относительно необходимых действий семей погибших, которые не должны превращаться для них в ад. Такую процедуру можно увидеть в репортажах из США или Франции. Даже гроб с телом одного погибшего с почетным караулом встречает кто-нибудь из высшего руководства государства.
...уважение к погибшим, которых встречает глава государства, а не патологоанатом и американский журналист, должно стать самой яркой демонстрацией разницы между Украиной и Россией
Понятно, что когда речь идет о тысячах погибших, о вони, исходящей из рефрижераторов, находиться рядом может быть очень тяжело и физически, и эмоционально. Но уважение к погибшим, которых встречает глава государства, а не патологоанатом и американский журналист, должно стать самой яркой демонстрацией разницы между Украиной и Россией. К сожалению, пока ее нет. Но оно обязательно должно быть! Ибо уважение к погибшим защитникам страны - это непосредственное отражение отношения к живым.
Комментарии