Telegram: любимый мессенджер Банковой или смертельная российская разработка?

На встрече с киевскими студентами глава ОП Ермак заявил, что Telegram не запрещают, потому что им якобы пользуются военные, и именно они - против запрета. Однако здесь Ермак солгал по крайней мере дважды. Во-первых, Telegram в армии запрещен как незащищенный, более того - контролируемый со стороны ФСБ. Во-вторых, Telegram - это любимый мессенджер Банковой для борьбы с оппонентами, этакий суррогат СМИ. Итак, в чем заключается смертельная опасность Telegram?

Telegram - троянский конь в смартфонах украинцев? Необходимость запрета Telegram в Украине была одним из вопросов на встрече между студентами и главой ОП Андреем Ермаком. В своих вопросах студенты настаивали, что мессенджер представляет угрозу национальной безопасности Украины. Однако Ермак ответил: 80% военных против его запрета, потому что якобы постоянно им пользуются, поэтому власти должны прислушиваться к их мнению.

Но парадокс в том, что военным строжайше запрещен Telegram. Так почему же на Банковой защищают инструмент, который сами наши защитники официально считают опасным? И как один мессенджер может принести больше бед, чем "Искандер"?

...военным ВСУ, СБУ, ГУР, пограничникам, киберспециалистам и даже части волонтеров запрещено использовать Telegram для обсуждения служебных вопросов

Telegram стал ключевым инструментом общения, новостей и пропаганды в Украине во время войны. Однако, несмотря на популярность, военным ВСУ, СБУ, ГУР, пограничникам, киберспециалистам и даже части волонтеров запрещено использовать Telegram для обсуждения служебных вопросов.

В большинстве подразделений существуют прямо прописанные приказы: "не использовать Telegram для служебной коммуникации, пересылки данных, координации, обмена изображениями, геолокацией или информацией об личном составе". Для этого нужно использовать "синий" или "зеленый" мессенджеры. То есть "сигнал" или "воцап".

Причина? Telegram не обеспечивает базовую информационную безопасность и уязвим для кибератак. Он создан (возможно, даже сознательно) как удобный продукт, но не как защищенная среда. И уже давно признан одним из наиболее рискованных инструментов в зоне боевых действий. Перечислим ключевые риски и уязвимости этого мессенджера:

1. Telegram не использует сквозное шифрование (end-to-end) по умолчанию. Иными словами, все, что вы посылаете в обычном чате, проходит через серверы компании. Теоретически (а значит и практически) эта информация может быть доступна тому, кто контролирует серверы Telegram.

...юрисдикция Telegram - это черная дыра, которая, по последним расследованиям журналистов, ведет в ФСБ

Поскольку код программы не полностью открыт для аудита, мы, по сути, не знаем, что происходит с нашими данными. Хотя сам Павел Дуров и уверяет в независимости, юрисдикция Telegram - это черная дыра, которая, по последним расследованиям журналистов, ведет в ФСБ.

Метаданные, то есть информация о том, кто, когда, с кем и как часто контактирует - тоже не шифруются. Это означает, что враг может отследить структуру подразделений, привычки коммуникации, волны активности, а затем готовить кинетические поражения.

Особенно опасна практика пересылки фото или видео с фронта. Даже если вы думаете, что выключили геолокацию - программы с OSINT, используя искусственный интеллект и машинное обучение, давно наловчились высчитывать локацию по тени, освещению, растительности, погоде. К сожалению, уже были случаи, когда по опубликованным фото в Telegram, враг корректировал артиллерийский огонь.

Еще одна проблема, о которой стоит упомянуть - это ботнеты и фишинговые кампании. Через Telegram активно распространяются трояны типа SpyNote, FakeGram, CapraRAT, SpyMax. Инфицирование даже одного устройства открывает доступ к контактам, камере, микрофону, данным о передвижении. Военная разведка РФ пользовалась этим неоднократно против ВСУ, начиная с 2022 года.

Отдельный риск - это использование неофициальных клиентов Telegram. К примеру, Plus Messenger, Telegram X или другие "удобные" приложения на Android. Пользователь думает, что это просто интерфейс, но на самом деле эти приложения могут содержать бэкдоры. Это такие скрытые механизмы, которые передают данные третьим лицам. Проверяет ли кто этот код? Нет. Кто им пользуется? Часто как раз военные, которые искали варианты улучшения своей работы, но становились жертвами кибератак россиян.

Telegram позволяет передавать файлы до 2 гигабайт. Конечно, это удобно. Но также - удобно и для заражения. Так что один клик - и все подразделение стало жертвой кибератаки

Telegram позволяет передавать файлы до 2 гигабайт. Конечно, это удобно. Но также - удобно и для заражения. Так что один клик - и все подразделение стало жертвой кибератаки. Часто доступ к телефону военных враг получал не через взлом, а через элементарную SS7-атаку или SIM-свопинг: оператор на оккупированной территории "переоформляет" ваш номер и доступ к аккаунту получает попросивший.

Также следует упомянуть о так называемой "анонимности", которую так любят в Telegram. Она действительно фиктивная. Да, вы можете создать аккаунт без номера телефона. Но враг тоже их создает. И потом в телефоны военных пишут фейковые аккаунты "волонтеров", "ветеранов", "офицеров." Как результат - мы имели сотни историй, когда таким образом враг получал доступ к чувствительной информации.

Наконец, то, что кажется удобством, может быть смертельно опасным. Часть подразделений, к сожалению, использовали Telegram для координации действий. Были случаи, когда создавались группы, в которых обсуждали маршрут, задачи, логистику, медицинское обеспечение. И утечка информации из такого чата приводил к тому, что враг нанес удар по месту сбора в тот момент, когда там находились военные. Все, что я перечисляю, к сожалению, не вымысел. Только в 2023-м зафиксировано по меньшей мере сотня случаев взлома Telegram-аккаунтов военных.

Также враг использует Telegram для информационных и психологических операций. Например, создаются фейковые каналы с названиями "от имени 3-й ОШБ", "Позывного X", "Волонтеров такого-то батальона", где вбрасывается дезинформация. Что "батальон предан", "всех бросили," "командир сбежал". Во время активных боев такие вбросы способны парализовать управление. Об этих спецоперациях против ВСУ подробно пишут в своих отчетах американские аналитики, изучающие опыт российско-украинской войны.

Кто и зачем защищает Telegram в Украине? При всех этих угрозах представители Офиса президента, ЛОМЫ, которые информационно поддерживают власть и другие - защищают Telegram. В их риторике Telegram - это "народный" мессенджер и "инструмент свободы".

...Telegram в Украине - это ключевой инструмент Банковой в информационной войне с оппонентами

Но реальность другая. Telegram в Украине - это ключевой инструмент Банковой в информационной войне с оппонентами. В Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда Telegram-каналы почти заменили прессу. И теперь власти через них пытаются влиять на будущие выборы, кадровые решения, военную политику.

Это произошло не в один день. Начиная с 2019 года ОП выстроил паутину каналов, ботов, сеток влияния, которые, по их замыслу, должны заменить собой классические СМИ. Информация теперь шла к потребителям через "видосики", "слитки", "анонимки", "заказные материалы". Конечно, это удобно. Но это разрушает не только журналистику. Это убивает доверие в обществе как институциональную категорию.

Кроме того, защищать Telegram - это играть в пользу России. Давайте объясню свое мнение. Война России против Украины - это гибридная война, которая ведется одновременно минимум в семи плоскостях. Одним из ее ключевых фронтов был, есть и будет информационный. Telegram в этой войне - один из главных инструментов противника, который оккупанты активно используют. Оставляя Telegram неконтролируемым, мы позволяем врагу вести с нами войну на нашей территории собственными инструментами.

Кстати, пока мы играем в псевдосвободу слова, мир дружно противостоит этому мессенджеру. В Иране, Китае и Пакистане он либо заблокирован, либо находится под строгим контролем. В ЕС готовятся законодательные изменения из-за роста угроз Telegram. США - хоть и не блокируют Telegram, но запретили его использование в госструктурах. Даже в России на днях запретили его использование военными при совершении звонков.

...властям придется... решить наконец, что для них важнее: информационная безопасность государства - или возможность влиять и манипулировать общественным мнением ради переизбрания...

Так что властям придется выбирать, что делать с Telegram. А для этого они должны решить, наконец, что для них важнее: информационная безопасность государства - или возможность влиять и манипулировать общественным мнением ради переизбрания любой ценой.

P.S. А студентам - благодарность. Потому что именно они публично задали вопрос, на который власть сознательно избегает ответа. Ибо демократия начинается не с информационного беспорядка, а со свободы и права противостоять тем, кто тебе навязывает "псевдосвободу слова".

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі