Завтра стартует 75-й саммит НАТО. Стоит ли нам ожидать "взрослых" решений?

Нынешний саммит НАТО должен наконец показать, смогли ли наши западные союзники преодолеть страх перед эскалацией и их готовность действовать на опережение против общего врага - России

В условиях войны любые крупные международные мероприятия (а саммит к 75-летию НАТО 9-11 июля, безусловно, таков) автоматически предусматривают контекст войны.

Все чаще разные западные чиновники говорят, приводя конкретные примеры, не только о горячей, конвенционной войне в Украине, но и о гибридной войне - на просторах Запада и, прежде всего, Европы

Война России против Украины актуализировала тему безопасности в широком смысле слова. Все чаще разные западные чиновники говорят, приводя конкретные примеры, не только о горячей, конвенционной войне в Украине, но и о гибридной войне - на просторах Запада и, прежде всего, Европы. Поджоги, искусственные миграционные кризисы с мятежами на границах, разнообразные дезинформационные кампании (в частности - с применением искусственного интеллекта для создания фейков). И вот недавно - сообщение от США об усиленном режиме защиты отдельных военных баз в Европе из-за риска теракта.

Орбан не только после Киева посетил Москву и Пекин с хештегом "Мирная миссия 3.0", но еще и в одном из интервью накануне саммита НАТО раскритиковал США за "политику войны", противопоставив ей "мирный план" Китая

Есть еще и политический контекст с разнополюсными факторами. Предвыборная эклектика во Франции с возможным долгим формированием правительства, партийный разворот в Великобритании (очень хорошо, что новый министр обороны через 48 часов после своего назначения посетил Одессу), политизация Евросовета венгерским премьером Виктором Орбаном - пытаясь показать типа "другую Европу". Орбан не только после Киева посетил Москву и Пекин с хештегом "Мирная миссия 3.0", но еще и в одном из интервью накануне саммита НАТО раскритиковал США за "политику войны", противопоставив ей "мирный план" Китая и призвав европейские страны "не идти в русле политики действующей американской администрации".

Знаете, я вспомнила 1920-1940 годы, когда в период между войнами возникли и укоренились два режима - коммунизм и фашизм. Вот сейчас авторитарная Россия пытается использовать ультраправые настроения демократического Запада в свою пользу. Как сказал в одном из интервью бывший генеральный секретарь НАТО Андерс фог Русмуссен, "Провалив план А (скорый захват Украины), Россия перешла к плану Б (старание разъединить Запад, сеять раздор и подогревать противоречия)".

Кремль традиционно повышает ставки шантажа, чтобы остановить большую помощь Украине, тем более - не допустить согласования и появления новой стратегии Запада по России, войны и более качественной помощи Украине. В этом смысле саммит НАТО будет маркерным. Во-первых, он должен показать, как НАТО видит глобальные вызовы и их решение на прикладном уровне внутри. Из уже заявленного, кроме лидеров 32 стран НАТО (будет уже и новый премьер-министр Британии Кир Стармер), будут и представители 35 стран-партнеров, в частности, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

...речь пойдет не только о военных вызовах и оборонных задачах (имеются в виду приоритеты и вопросы увеличения взносов на оборону). Но и тех, что связаны с политическими рисками...

Но, очевидно, речь пойдет не только о военных вызовах и оборонных задачах (имеются в виду приоритеты и вопросы увеличения взносов на оборону). Но и тех, что связаны с политическими рисками. Это касается как риска "фактора Дональда Трампа" (т.е. непрогнозируемость политики возможной последующей администрации и остановки вестернизации Украины), так и необходимости сбалансирования распределения должностей (имею в виду ропот восточноевропейского фланга Альянса на диспропорцию), ну и путиноприверженных лидеров Европы (тип).

Украину, которая, как известно, не получит на саммите приглашение к членству, интересует максимальная конкретика - в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Речь идет о:

1. Вопросы текущей военной помощи, крайне необходимой уже сейчас (прежде всего, системы ПВО);

2. Вопросах институциализации сотрудничества (финансирование, независимое от политических рисков, а также структура, которая будет соответствовать подходу к решениям с позиции приближения Украины к членству);

3. Стратегической определенности будущего членства Украины (это о политической решимости Запада, и будет ли она отражена в финальной декларации).

Структура, штаб-квартира которой будет базироваться на военном объекте США в немецком Висбадене, и будет подчиняться главному генералу НАТО и США в Европе генералу Кристоферу Каволи, будет координировать разную помощь Украине, сотрудничая с группой "Рамштайн"

Первые два вопроса уже сейчас выглядят для нас результативными. Имею в виду, прежде всего, решение по системам ПВО, а также создание новой "миссии", а точнее - структуры, которая будет отвечать за помощь Украине и обучение украинских военных (NSATU). Структура, штаб-квартира которой будет базироваться на военном объекте США в немецком Висбадене, и будет подчиняться главному генералу НАТО и США в Европе генералу Кристоферу Каволи, будет координировать различную помощь Украине, сотрудничая с группой Рамштайн. Как писало издание NYT, "Раньше помощь Украине оказывалась в основном отдельно от страны, меньше учитывая ее эффективность или даже самые неотложные потребности Киева. Официальные лица, ознакомленные с планом, сообщили, что объединение основных направлений помощи и обучения под одним командованием имеет целью упорядочить поток и сделать его более согласованным".

Судя по тому, как Россия активизировала ракетные обстрелы украинских городов накануне саммита, а также задействовала дополнительно пропагандистский ресурс против Германии, это решение действительно эффективно для усиления обороноспособности Украины. Плюс - де-факто будет работать на кооперацию наших вооруженных сил с НАТОвскими стандартами.

...даже сторонники членства Украины в НАТО считают, что нужно меньше делать громких заявлений и больше - принимать реальные решения по военной помощи и сотрудничеству...

Третий вопрос - перспективы членства Украины в Альянсе, а также того, когда об этом нужно четко заявлять - скорее всего, до сих пор дискутивный. Допускаю, что даже сторонники членства Украины в НАТО считают, что нужно меньше делать громких заявлений и больше - принимать реальные решения по военной помощи и сотрудничеству, чтобы приближать если не победу, то хотя бы паритет, а возможно и технологическое военное преимущество Украины. Хотя формулировка в итоговой декларации будет отражать подход.

Но для нас здесь важно вот что:

1. Чтобы не росло количество скептиков. Кроме Орбана, известно, что было так называемое письмо разных аналитиков в НАТО с оговорками относительно даже концепции "моста" (мол, это может усилить агрессию РФ). Думаю, он не будет иметь реального влияния, но сам факт появления такой позиции показателен.

2. Чтобы на Западе сформировался реальный подход и готовность к большей (по количеству и качеству, имею в виду современные образцы) помощи Украине.

...две позиции и будут свидетельствовать о том, удается ли России и дальше удерживаться в нише шантажа (психологического, политического, военного). Или наоборот - Запад преодолел барьер угроз РФ, и готов действовать на опережение


Ибо эти две позиции и будут свидетельствовать о том, удается ли России и дальше удерживаться в нише шантажа (психологического, политического, военного). Или наоборот - Запад преодолел барьер угроз РФ, и готов действовать на опережение. В конце концов это не только касается России. Но и новых выстраиваемых альянсов (в частности, и при участии Китая), да и глобального противостояния демократий и автократий.

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі