Первые сутки пребывания в Иране пытался выяснить, можно ли здесь курить. Пепельницы кое-где видел, а людей с сигаретами — нет.
— Да кури, если хочешь, — развеивает мои сомнения гид. — Хотя курение здесь не слишком популярно. Иранцы помешаны на здоровье и привлекательности. Многие делают пластические операции. Выравнивают нос, например. Поэтому на улицах часто встречаются люди с белым пластырем на носу.
В Тегеране центральные улицы напоминают киевские или варшавские. Иранские мужчины любят рубашки и пиджаки. Галстуки не носят, потому что считают их выдумкой западной цивилизации. Женщины обязательно прикрывают волосы. Это может быть платок или чадра — одежда, которая балахоном закрывает тело до ступней. Из-под него выглядывают джинсы, кроссовки или кеды.
В редакции местной газеты "Иран" половина работников — женщины. Я протянул одной руку. Она отшатнулась, извиняясь: "Сорри, сорри". Мужчинам и женщинам нельзя касаться друг друга. Даже на многолюдном базаре они разминаются. Зато на улице можно увидеть иранских мужчин, которые идут, держась за руки.
— Так выражают крепкую дружбу, — объясняют иранцы. — На Востоке это привычное явление.
В марте мусульмане празднуют Новый год, поэтому пытаются встретить его в обновках. На базаре все черные платки внешне как будто одинаковые. Но дешевые стоят $5, фирменные —$40.
В ювелирном павильоне мы ничего не выбрали.
— Их золото желтое. Такое у нас считают некрасивым, — делают вывод наши женщины.
Мужчина из украинской группы покупает золотой перстень. Иранцы были удивлены.
— Золото забирает мужскую силу, — объясняет гид. — Наши мужчины носят серебряные перстни с черными, зеленым или голубым камнями.
Самолетом летим в Исфахан. Это третий по величине город в стране.
В аэропорту наши вещи почти не осматривают. Так выражают доверие и уважение гостям страны. В билете мою фамилию Шевчук пишут как Шочек. Наши имена иранцы перекручивают на свой манер. Олег стал Арехом, Иосиф — Юсуфом.
Пятница у мусульман выходной день. Утром в парк потянулись женщины с детьми в колясках. Расстилают на газоне одеяла, достают термосы, сладости. Пьют чай.
Магазины ремесленников открываются под вечер и работают допоздна. Так заведено, потому что летом днем трудно перенести жару.
— Посмотрите, крепкая, — торговец скребет железякой по тарелке с узором. Исфаханскую эмаль не поцарапаешь. Маленькая чаша или тарелка стоит от $30, кувшин с узким горлом — от $40.
Торговцы в лавки не затаскивают, как в арабских странах. Стоят и ждут, пока сам зайдешь. Торговаться можно, но умеренно — до 20% начальной цены. За персидский коврик метр на пол просят $400–500. Большой ковер — от $4 тыс. Скатерть с цветным традиционным рисунком — от $25.
Серебряную цепочку с бирюзовыми камешками выторговую за $28. Бирюза с темными вкраплениями. Чистый камень стоит в разы дороже.
Один старик решает поразить меня знанием географии.
— Киев, Одесса, — говорит.
Я одобрительно качаю головой.
— Ющенко, — добавляет он.
Такси дешевое
Авиаперелет из Киева в Тегеран и назад стоит от $400. Виза — приблизительно $100. На внутренние иранские авиарейсы билеты вдвое-втрое ниже, чем в Украине.
Бензин стоит 4 грн/л на наши деньги, поэтому такси дешевое. В Исфахане заказывали машину из гостиницы в зороастрийский храм Аташгах. Ехали с полчаса в одну сторону. Потом водитель ждал час, пока поднимемся на гору, и отвез назад. За все попросил $13.
Цены на еду в ресторанах и пребывание в гостиницах сопоставимы с украинскими.
Лепешки из риса грызут как деликатес
Иранский обед не обходится без кебабов — запеченной на огне говядины, баранины и птицы. К мясу подают запеченные помидоры, отварые овощи, местный рис. Как деликатес иранцы грызут коричневые лепешки из риса, запекшегося на дне казана.
В ресторанах есть отдельные столы, на которых выставляют готовые салаты, порезанные овощи, оливки, зелень, приправы. Можно подходить и класть сколько угодно. Названия блюд указать сложно, потому что их тяжело перевести. Зелени едят столько, что на базарах ее продают не щепотками, а килограммами. Помидоры и яблоки душистые и сочные, как наши домашние.
Спиртное употреблять запрещено. На столы ставят пепси, колу и безалкогольное пиво мировых марок. Чай подают только черный, растущий на севере Ирана. Наливают по полстакана. Если полный стакан — это проявление неуважения, хотят, чтобы гость быстрее ушел.
Комментарии