Верховная Рада приняла законопроект №13533, который возвращает независимость Национальному антикоррупционному бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуре. Во вторник, 31 июля, за документ проголосовали 331 депутат.
Закон частично отменяет положения предыдущего - №12414, принятого неделей ранее. Он существенно расширил полномочия Генерального прокурора и поставил антикоррупционные органы под его контроль.
Закон №12414, подписанный президентом Владимиром Зеленским 22 июля, вызвал волну возмущения среди общественности и резкую критику со стороны международных партнеров. Его называли шагом назад в борьбе с коррупцией и угрозой для евроинтеграции. В ответ на общественное давление глава государства подал новый законопроект, который должен был восстановить автономию НАБУ и САП.
В день голосования под стенами парламента собрались сотни протестующих - активистов, правозащитников, представителей общественных организаций. Они требовали поддержать президентскую инициативу и не допустить демонтажа независимых антикоррупционных органов.
Впервые с начала полномасштабной войны заседание Верховной Рады транслировалось в прямом эфире на YouTube - как ответ на требование общественности о прозрачности процесса. Уже через несколько часов после голосования президент подписал закон.
Корреспондент Gazeta.ua побывала на акции протеста под Верховной Радой.
ПРОБЛЕМЫ С ЕВРОИНТЕГРАЦИЕЙ
Возле Верховной Рады около 11:00 собираются участники акции протеста. Люди стоят группами вдоль ограды Мариинского парка возле парламента. Часть держит картонки с лозунгами в поддержку независимости НАБУ и САП.
Время от времени кто-то выкрикивает лозунги: "Голосуйте! Голосуйте! Голосуйте", "Стояли, стоим - и будем стоять", "Руки прочь от НАБУ и САП". Среди присутствующих - общественные активисты, представители антикоррупционных организаций, журналисты.
Территория вокруг парламента перекрыта колючей проволокой и ограждением, дежурят полицейские. Акция проходит спокойно. В это время в сессионном зале депутаты готовятся к рассмотрению президентского законопроекта №13533.

Рядом с группой студентов стоит пожилая женщина, завернутая в украинский флаг. В руках - самодельный плакат и дудка. Зовут Галина, ей 71 год. Говорит, что пришла на акцию, потому что не смогла остаться в стороне.
- Я надеюсь. Я очень надеюсь и очень хочу, чтобы это что-то изменило. Но Зеленскому я не доверяла и не доверяю. Мне хватило еще тогда, когда он шел в президенты. Его спросили: кто для вас на первом месте? А он сказал - семья. Ты же отец Украины. Должен был сказать: семья и Украина. А не просто - семья.
Зеленскому я не доверяла и не доверяю
Галина эмоционально реагирует и на обвинения, которые звучат в соцсетях, что на подобные акции якобы приходят за деньги.
- Да я, наверное, уже свои два миллиона получила за то, что сюда вышла, - говорит с иронией. - Я вышла бастовать против них, а не за них. Голосуйте!





Митингующие пришли к парламенту с детьми. Большинство уже не впервые участвует в акции против скандального закона. Время от времени в громкоговоритель активисты выкрикивают новые лозунги.
- Слава Украине! - восклицает мужчина в жилете.
- Героя Слава! - отвечает толпа. Далее люди кладут руки на сердце и поют хором государственный гимн.
Если мы не примем этот закон, то очевидно будем иметь проблемы с финансированием
На подходе к парламенту журналисты останавливают народного депутата Николая Княжицкого. Он идет быстро, но соглашается ответить.
- Нас замечают западные страны. Если мы не примем этот закон, то очевидно будем иметь проблемы с финансированием, с европейской интеграцией, а следовательно - и с нашей безопасностью, отмечает нардеп. - Для того, чтобы выжить, мы должны его принять. Очевидно, будем голосовать "за".
На вопрос, хватит ли голосов, отвечает:
- Я надеюсь. Потому что если нет - это будет второй выстрел политической элиты себе в ногу. И по Украине тоже.
ТЦК И "ВЕРХОВНАЯ ПРЕДАТЕЛЬСТВО"
Одна из девушек держит картонный плакат с надписью "Есть мандат — будь совестлив". Рядом другая — с номером антикоррупционной горячей линии. Обе стоят впереди толпы и выкрикивают лозунги в такт ритмичным аплодисментам.
Парень в темно-синей кофте прикладывает руку к груди, говорит что-то торжественно. Рядом - девушка с нарисованным на щеке желто-голубым флагом. У кого-то из протестующих - картонка с фразой "Институты - не рояль". Кто-то принес детское пианино.
За полчаса до начала заседания участники акции формируют колонну и движутся вглубь парка, ближе к зданию парламента. Идут спокойно, растянувшись между деревьями - в руках плакаты, на плечах рюкзаки и флаги. Колонна останавливается напротив металлического забора, перед которым дежурят правоохранители. Люди становятся лицом к полицейским и колючей проволоке.

Ближе к полудню на акции объявляют минуту молчания. Люди становятся на колени, склоняют головы. В толпе стихает даже шуршание - никто не говорит, не двигается. Впереди - сине-желтый и красно-черный флаги, рядом - портреты погибших. Все молча чтят тех, кто отдал жизнь за Украину. Кто-то держит руку на сердце, кто-то закрывает глаза.
Решается не судьба Украины, а судьба власти
На лужайке немного в стороне от толпы стоит женщина с картонной табличкой, на которой написано: "Ручка для подписания #1161". Ее зовут Ангелина Шостак. Она депутат Краматорского городского совета, с начала полномасштабного вторжения переехала в Киев из Бахмута.
- Это не первая акция, на которую я прихожу. Сегодняшняя особенная, потому что решается не судьба Украины, а судьба власти, - говорит Ангелина. - Потому что либо она с народом, либо с теми, у кого золотые унитазы, но с собой их все равно не унесет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рада вернула независимость НАБУ и САП. За - 331 голос
Закон №12414 окончательно уничтожил доверие к власти. И даже если сегодня примут новый законопроект, это не снимает ответственности за подписание предыдущего, говорит она.
- Я не понимаю, как так можно поступать с собственным народом. Нарушать закон, прикрывать своих друзей-коррупционеров, когда на фронте ежедневно гибнут люди. Я из Бахмута. Я потеряла дом. У меня сын на фронте с 24 февраля 2022 года, - добавляет она. - У него родился сын, а он до сих пор не может получить отпуск - некому его заменить. И вот вместо того, чтобы честно сказать, что нужна мобилизация, - власть проводит сознательные провокации, которые только отталкивают людей. Люди тонут в Тисе, но не идут служить. И президент не вызывает того доверия, чтобы за него шли воевать.

Вспоминает, что вместе с мужем была на Евромайдане. Отстаивали ценности, за которые народ вышел на улицы и сейчас. Говорит - это ее позиция, и она ее не изменит.
- Не понимаю, как можно было подписать тот позорный закон, а потом подавать альтернативный? Это не так работает, - говорит Шостак. - Надо было рассматривать сразу все варианты - и от "Голоса", и от "Европейской Солидарности". А сейчас Верховная Рада - это не Рада, а Зрада. Народ избрал депутатов, делегировал им полномочия. И каждый из них отвечает перед людьми. Президент привел этих людей к власти - и он несет полную ответственность за каждый их голос.
В глубине парка кто-то несет картонную фигуру с огромными глазами, обвешанную мелкими плакатами. Люди смеются, фотографируют, кто-то читает вслух надписи.
ФОРМА ЗАЩИТЫ
Трансляцию заседания Верховной Рады включают на небольшом планшете. Устройство ставят ближе к центру, выводят звук на максимум. Люди приседают прямо на мостовую, образуя полукруг - так, чтобы всем было видно и слышно. Реагируют на выступления депутатов: время от времени слышен смех или возмущение.
- Позор! - кричат митингующие, когда за трибуной выступает Юлия Тимошенко.
- Не перебивайте актрису, дайте послушать! - говорит мужчина в военной форме с флагом в руках. Толпа хохочет.
На траве с подругой сидит женщина в джинсовке и с плакатом "Исправляйте. Голосуйте". Ее зовут Наталья Ховерко, ей 34 года.
- Сегодня важный день. Рассматривают закон, который, мы надеемся, все-таки примут. Я не скажу, что он идеален, но если он возвращает независимость антикоррупционным органам - уже хорошо. Потому что именно это сейчас ключевое и для внутреннего доверия, и для поддержки от наших партнеров. У них четкое условие: НАБУ и САП должны быть независимыми.

Говорит, что полагается на голосование, но уверенной быть не может - прошлая неделя показала, как быстро могут пренебречь мнением общества.
- Я была в шоке, когда в прошлый вторник приняли тот закон. Это произошло настолько внезапно, что я даже сначала не поняла, что случилось. Но протест собрался очень быстро, и это меня приятно удивило, - рассказывает Наталья. - Тогда стало понятно: людей это волнует, и власть вынуждена реагировать. Именно поэтому мы сегодня здесь - потому что протест действует.
Она возмущается, что скандальный законопроект подали под видом поправок к закону о пропавших без вести.
- Это было цинично. Протащить такой закон под прикрытием - молниеносно, скрытно - это пренебрежение, - добавляет она. - Еще и аргументировали якобы пророссийскими людьми в НАБУ. Но сам закон проталкивали те, кто годами ассоциировался с пророссийскими силами. Это просто насмешка. Я не была большой поклонницей президента и не имела завышенных ожиданий. Но подписание того закона стало очень неприятным сюрпризом. Думаю, что полного доверия уже не будет. Было бы хорошо, если бы хоть частично его вернули - потому что сейчас очень тяжелое время. Нас убивают - а власть еще и добивает нас изнутри.

Относительно извинений депутатов, которые голосовали за скандальный закон, Наталья говорит, что не очень им верит - но считает сам факт реакции важным.
- Возможно, не искренне. Но хорошо, что вообще откликнулись. Это означает, что они видят - общество не молчит.
Всегда находятся те, кто говорит, что это за деньги. Это просто шаблон
На упреки в сети, что на акции выходят преимущественно студенты, которые не понимают суть или "проплачены", реагирует с улыбкой:
- Мне 34. Я давно не студентка. И каждый раз, когда выходишь на протест - всегда находятся те, кто говорит, что это за деньги. Это просто шаблон, - пожимает плечами. - Было бы лучше, если бы не приходилось протестовать. Но когда нет выбора - протест становится единственной формой защиты. Это опасно, это трудно. Но это нужно, к сожалению.
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО
Напряжение растет, когда дело доходит до голосования. В толпе воцаряется тишина - слышен только звук отсчета в зале заседаний.
На экране планшета появляются результаты - "за" 331. Толпа сразу взрывается аплодисментами. Раздаются возгласы. Люди аплодируют, поднимают руки, кто-то обнимается. Когда первые эмоции стихают, в толпе раздается новая волна возгласов: "Власть - это народ!".
Вместе со всеми радостно аплодирует мужчина, завернутый в украинский флаг. 41-летний Евгений стоит среди людей, которые еще не расходятся после голосования. Говорит, что принятие закона - это хорошо, но сам факт, что пришлось выходить на улицу, уже является поражением для власти.
- Очень жаль, что вообще пришлось выходить. Это был репутационный удар - не столько по власти, сколько по государству, - отмечает он. - Но, как говорится, нет худа без добра. Мы немного проучили власть. Показали депутатам, кто здесь главный. Теперь надеемся, что этот урок усвоили. И что люди не забудут 263 фамилии - тех, кто голосовал "за" этот позорный закон. На выборах это должно иметь последствия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Зеленский подписал закон о НАБУ и САП

О новом законе говорит осторожно - не читал полностью, но следил за тем, как его оценивают специалисты.
- Если НАБУ и САП поддержали, значит, не все плохо. Там есть какие-то моменты, как, например, полиграф. Меня немного настораживает, что у НАБУ и САП до сих пор нет полномочий на прослушивание. Но в целом я доволен. Власть была вынуждена откатиться назад.
После голосования люди не расходятся. Часть остается возле парламента, обсуждает результаты, обнимается, благодарит друг друга. Кто-то снова включает громкоговоритель, звучат лозунги. Говорят: это не финал. Впереди - требование принять остальные антикоррупционные законы. Однако сегодня большинство будет праздновать, говорят.
Комментарии
3