Противоречия между лидерами двух стран, претендующими на статус сверхдержав, после нескольких месяцев слухов впервые вышли наружу. Значит ли это начало краха так называемой "Оси зла", разбиралась Gazeta.ua
Новый премьер Японии Сигеру Исиба на завершившемся на днях в Лаосе саммите стран Восточной Азии (АСЕАН) предложил создать азиатский аналог НАТО в свете растущих угроз безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
"Мы хотим построить многоуровневую сеть отношений со странами-единомышленницами и союзницами, чтобы повысить потенциал сдерживания", – пояснил он. Накануне Исиба заявил, что поручил своей Либерально-демократической партии разработать желаемую для Японии конфигурацию безопасности с союзниками. Очевидно, речь пойдет и о размещении ядерных ракет США в Японии и пересмотре демилитаристских норм конституции страны.
Инициатива расколола саммит настолько, что не удалось принять итоговую декларацию.
Угроза АТР и китайский маневр
В США идею не одобрили еще до саммита. По словам советника президента Соединенных Штатов по нацбезопасности Джейка Салливана, создавать аналог НАТО в АТР не в планах Белого дома.
Помощник госсекретаря по Восточной Азии и АТР Дэниел Критербринк заявил – время для разговоров об этом еще не наступило. В то же время на саммите АСЕАН Энтони Блинкен выразил обеспокоенность "все более опасными и незаконными" действиями Китая в Южно-Китайском море из-за ряда конфликтов с Филиппинами и заверил, что США привержены сохранению стабильности в Тайванском заливе, что означает продолжение совместного патрулирования.
Раскритиковала намерения Исибы и Индия. Глава внешнеполитического ведомства страны Субраманьям Джайшанкар напомнил - есть группа QUAD (Япония-США-Австралия-Индия), которая, собственно, и создана для противодействия Китаю. "У нас другие история и подход", - намекнул на приоритет мирных действий Джайшанкар.
Разумеется, азиатское НАТО не вызывало энтузиазма у России. "Любые идеи по созданию военных блоков несут в себе риски конфронтации, которая может перейти в горячую фазу", - заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. По его словам, Запад хочет направить АСЕАН против интересов России и Китая.
Но Китай, которого на саммите АСЕАН подверг жесткой критике госсекретарь США Энтони Блинкен, удивил.
Языком действий
Казалось бы, отличный повод выразить свое недовольство США. В лучших традициях "подводной" китайской дипломатии, премьер Госсовета Ли Цян заявил: готовы сотрудничать со странами АСЕАН, Японией, Южной Кореей и другими государствами "для утверждения азиатского самосознания, развития восточной мудрости и неуклонно двигаться к построению открытой Азии, где господствуют мир и покой, всеобщее процветание и взаимосвязанность". КНР не выступила с прямой критикой азиатского "зеркала" НАТО, хотя и не поддержала идеи публично. В отличие от Лаврова, Ли Цян не объединял интересы РФ и Поднебесной.
К тому же Китай направил сигнал Украине. По официальному заявлению МИД, он является "дружественной страной", с которой КНР хочет строить взаимно выгодное сотрудничество. А вот в РФ китайские компании все чаще отменяют экспорт сырья для лекарства из-за нового пакета санкций, а это примерно две трети импортного базиса для изготовления препаратов, заменить их в стране-агрессоре нечем.
Ссора или разрыв?
Впрочем, внешне о раздоре между Россией и Китаем речь не идет. Обе страны продолжают первое совместное патрулирование в Тихом океане.
В то же время Ли Цян на полях АСЕАН встретился с Исибой и заявил о взаимных возможностях, а не о вызовах, развития Китая и Японии. Источником воздержания Китая может быть и перспектива масштабной торговой войны с Евросоюзом: КНР уже запретила импорт европейского бренди в ответ на ограничительные тарифы на свои электромобили на рынках ЕС. Сложные переговоры по этому поводу как раз в разгаре, министр иностранных дел КНР Ван I позвонил 11 октября дипломатическому советнику президента Франции Эммануэлю Бонну и выразил надежду, что официальный Париж "призовет ЕС пойти навстречу Китаю и сыграть конструктивную роль в консультациях и переговорах".
Кроме того, Пекину удалось добиться существенных успехов в переговорах с АСЕАН по Зоне свободной торговли 3.0, где участники саммита выразили заинтересованность в "Одном поясе - одном пути" (инициатива Си Цзиньпина - Gazeta.ua), поэтому резкие высказывания России для Пекина, если бы он их поддержал, имели бы более разрушительные последствия, чем для США и Японии.
Однако еще на последний случай, когда КНР демонстрировала недовольство Россией.
У каждого свои игры
На последней Генассамблее ООН Китай не поддержал поправку РФ и проголосовал "Пакт ради будущего", против которого высказались Россия, Белоруссия, Никарагуа и, что важно, Северная Корея.
Хотя на торжествах к 75-летию дипломатических отношений российские и китайские дипломаты обменялись любезностями, Пекин не может оставлять без реакции растущую активность Кремля в Средней Азии, в Африке, на Ближнем Востоке.
В случае провала Путин сможет опираться на общую позицию хотя бы нескольких государств Средней Азии
В сентябре-октябре Иран посетили несколько российских делегаций, две из них – высокого уровня, один визит был неанонсирован. Путин стремительно усиливает взаимодействие с Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном. 11 октября он посетил Туркменистан. Эти страны постсоветского пространства в известной степени сохранили тяготение к Москве. Не исключено, что они важны для саммита БРИКС – в случае провала Путин сможет опираться на общую позицию хотя бы нескольких стран Средней Азии.
А на то, что он готовит определенную неожиданность, косвенно намекает на внезапный отзыв посла РФ в США Анатолия Антонова, который назначен в 2017 году, а до этого был заместителем министра обороны Сергея Шойгу. Вряд ли новая выходка России согласована с Китаем, поскольку последние выступления россиян на международных площадках свидетельствуют о новом дипломатическом стиле - более жестком.
Соревнование за "золотой ключик"
Китай к такому не готов, потому что резкие заявления – вопреки традиционно туманному стилю Пекина. Сотрудничество РФ с Северной Кореей может, мягко говоря, мешать интересам Китая в АТР.
Китай пытается активизировать мирный процесс по Украине, ведь хочет сыграть на американских выборах
Да и критика Вашингтоном Китая за помощь России де-факто уже лишила КНР того нейтрального статуса, который Си считал "золотым ключиком" к успеху. Сейчас, демонстрируя добросовестное соблюдение санкций, Пекин пытается восстановить этот статус - потому что Индия стремится перехватить его. Премьер Нарендра Моди даже заявил, что 21 век пройдет под знаком Азии и Индии. Поэтому Китай пытается активизировать мирный процесс по Украине, ведь хочет сыграть на американских выборах, уверяя, что у него единственный контакт с Москвой и влияние на Путина, считает российский правозащитник Марк Фейгин.
Не по дороге?
В пользу этой версии - раздражение, вызываемое в Пекине каждое резкое выражение Москвы на международных площадках.
Симптоматично, что Си Цзиньпин официально не поздравил Путина с днем рождения, что, по мнению политтехнолога Аббаса Галлямова, является свидетельством маргинализации внешней политики РФ, так и не одобрением Китаем такого курса. Не исключено, что маргинализация обусловлена сближением России с КНДР, поскольку обе страны имеют схожие цели, а Северная Корея нуждается в боевом опыте для своих бойцов, считает эксперт по нацбезопасности Иван Варченко.
В таком случае Китаю выгодно начать свою игру. Что он и делает платформой "Друзья мира", к которой присоединились многие страны (например, Бразилия) и проявили интерес Швейцария и Франция (особенно после "ядерного ультиматума" Путина, когда Пекин попросил Вашингтон "не демонизировать Китай".
Между Западом и Югом
Китай все больше отходит от Глобального Юга и тяготеет к Западу, считает политолог Саранг Шидоре. В публикации в журнале Foreign Policy он обращает внимание, что место Китая на Глобальном Юге хочет занять Россия.
А на саммите АСЕАН страны-участницы четко дали понять, что агрессия против Украины должна быть прекращена, потому что противоречит принципам международного права, мира и стабильности, заявил Энтони Блинкен. Следовательно, РФ со своей позицией рискует оказаться в изоляции не только на коллективном Западе.
Наряду с глобальным лидерством США стремительно набирают вес другие страны, имеющие значительные ресурсы, однако пока не играют соответствующей роли в геополитике, обратил внимание политолог Игорь Петренко. "В настоящее время идет процесс ожидания, когда каждый пытаются понять, как действовать дальше", - пояснил он. Потому изменения будут. Китай в этом смысле показателен, поскольку пытается удержать лидерские позиции на Глобальном Юге, вместе с тем контактирует и с Западом.
Россия уже в 2025 году может ощутить нехватку сырья и комплектующих, в том числе для оружия.
Это открывает новые возможности для Украины, где Пекин увидел потенциал для укрепления отношений с Евросоюзом и, возможно, с США. Если КНР и в дальнейшем будет соблюдать санкции, Россия уже в 2025 году может ощутить нехватку сырья и комплектующих, в том числе для оружия. В то же время, по мнению Игоря Петренко, ослабление России в войне против Украины выгодно Поднебесной, желающей взять вопрос по срокам войны под свой контроль. Но если Китай остается сторонником мягкой политики и продвижения экономических интересов, на чем он поднаторел и добился лучших результатов, он будет отстаивать скорее завершение российской агрессии. "Война препятствует реализации проекта Си "Один пояс – один путь", который должен проходить по России, но может вместо нее пройти по Украине", – пояснил эксперт.
Комментарии