Писатель Василий Шкляр, 56 лет, сидит в одном из кабинетов Союза писателей. В одной руке дымит сигарета "Винстон", второй Василий крутит черный ус. На столе рядом с мобильником "Нокиа" лежит аккуратный красный томик. Это роман Шкляра "Ключ", выдвинутый на получение Шевченковской премии.
— Кроме семи переизданий, "Ключ" переведен на многие языки, — говорит Василий и кивает на книгу. — В прошлом году вышел на армянском.
Ты знаешь армянский?
— Да. Я учился в Ереване, — объясняет Шкляр. — На первом курсе Киевского университета нас послали в село на картошку. Среди картошки на транспортере мы увидели гранату. Перепрятали ее к деду-сторожу. Я разложил костер и заявил, что обезврежу ее. Преподаватель ужасно испугался, упал в пашню и начал грести землю себе на голову и кричать "ложись!". Я затоптал костер и признался, что граната в другом месте.
Преподаватель обвинил Шкляра в саботаже и враждебной политической акции, приказал ехать в Киев и забирать документы из университета. Там студента случайно встретил декан. Вспомнив его публикации в "Литературной Украине", предложил поехать по разнарядке в Ереванский университет.
— Я эмигрировал в Армению. О том случае даже есть повесть "Стороною дощик іде". Быстро выучил армянский, за игрой в карты, — объясняет. — Жизнь в Армении была дорогая, там не давали сдачу в магазинах. По ночам я играл в секу с однокурсниками, обеспечивая себя деньгами на неделю -другую. Начал, конечно, с ругательных слов.
Затянувшись, рассказывает, что право на издание "Ключа" на русском купило издательство "Аст-пресс". Книга уже была готова в печать, но дело затормозилось.
— Мой роман "Елементал" многим в России показался антироссийским. А за перевод "Тараса Бульбы", первого гоголе вского варианта, малоизвестного, на меня наезжал посол РФ Виктор Черномырдин. "Гоголь не мог такого пи сать. Это подлость", — цитирует он посла.
"Елементал" — роман об украинском "боевике"?
— Когда в 1996-ом в России были выборы президента, Аллу Дудаеву держали в особняке под Москвой, под охраной. А кто ее оттуда похитил? — переспрашивает Шкляр. — Украинские ребята. Имитировали драку на улице и отвлекли охрану. Мировая пресса ломала голову, куда делась жена президента Ичкерии. А она была в Карпатах. Я с ней встречался. Она ехала на поезде, по своему маршруту, я был в соседнем купе. Меня вывели на нее ребята-националисты Тарас Процевьят, Роман Круцик.
Я встречался с Аллой Дудаевой в Карпатах
В кабинет входит секретарь союза Анатолий Крим. Мужчины переговариваются. Потом Василий продолжает:
— После выхода перевода "Тараса Бульбы" приехал представитель польского режиссера Ежи Гофмана. Говорит, Гофман хочет делать фильм. А финансирует его Индустриальный Союз Донбасса. Я думал, — смеется писатель, — обеспечу себя наконец, потому что речь шла о голливудских условиях. Союз пообещал Гофману такие деньги, что он собирался построить на Днепре настоящую казацкую крепость.
Говорит, что сделал предложения к будущему сценарию.
— А затем Гофман поехал в Аргентину, — вздыхает меланхолично. — Потом поломал ногу. И тут слышим, что снимает уже Бортко, Депардье собирался, Гресь собирается, а Гофман утих. Если нужен буду, они меня найдут, — невозмутимо говорит и подкуривает очередную сигарету.
Есть хобби?
— Я — знаменитый рыбак. Можно заносить в книгу рекордов. У себя на Тикичи на картошку поймал 22-килограммового карпа. Еле вытащил, боролся с ним почти час. На рыбалке в 1998-ом я поймал страшную болезнь — лептоспироз. Очень ее запустил, лечился в селе водкой с перцем, потому что думал, что это грипп, — объясняет. — Еле за рулем собственной "нивы" доехал в Киев. Уже не различал цвета светофора.
В реанимации, вспоминает Василий, врач сказал, что он умрет.
— Процента 4 дал на выживание. Месяц я валялся в реанимации — смотрел, как выносят трупы. А потом попросил жену принести коробку "Ротманса" и начал писать "Ключ".
Шкляр выбрасывает полную пепельницу и берет новую сигарету, "Кептен блейк".
— Я — табачный алкоголик, — объясняет. — Как алкоголик смешивает пиво с водкой, так я иногда смешиваю крепкие и легкие сигареты.
Рассказывает о проекте "Адаптация классики".
— Из Гоголевского "Ревизора" я сделал прикольный сатирический роман, где узнаются Юля Тимошенко, Виктор Янукович, Виктор Ющенко. Один издатель прочитал его в рукописи и купил права навсегда. А здесь вдруг "оранжевые" теряют власть, приходят сине-белые, и он испугался. Теперь опять начали переговоры.
Звонит телефон. Василий Шкляр сбрасывает звонок.
— Какая-то мистика, — говорит. — Представь: в романе под названием "Репетиция сатаны" погибает один единственный герой. Это — малорусский губернатор Харко Кушнаревский. Роман уже был написан, продан, прошло несколько месяцев и — погибает Кушнарев.
Василий крутит кончик уса, задумывается.
— Один мужчина говорит: ты можешь быть литературным киллером. Кто-то тебе не понравился, ты пишешь произведение, и этот человек погибает.
1951, 10 июня — Василий Шкляр родился в с. Ганжаливка Лисянского р-на
на Черкащине
1968 — закончил Звенигородскую СШ N2
1969 — поступил в Киевский госуниверситет на филологический факультет
1973 — окончил Ереванский госуниверситет
1991–1998 — пресс-секретарь Украинской республиканской партии; написал роман
"Ключ" (гран-при конкурса "Золотой Бабай", премия журнала "Сучасність" за лучший роман
года, премия журнала "Олігарх")
2000–2004 — главный редактор издательства "Днепр"
2001 — роман "Елементал"; через два года — "Кров кажана"
Комментарии
4