15-летний Роман Пономаренко из Нежина на Черниговщине 14 раз убегал из дома. Он не хочет жить с отцом-алкоголиком.
— Впервые убежал из дома в 10 лет, — говорит Роман. — Поехал в Киев на автобусе. На автовокзале милиция забрала, потому что не имел при себе документов и не мог назвать ни один киевский адрес. Отвезли в приют для бездомных детей. Оттуда направили назад домой. Отец отлупил, потом сам из дома выгнал.
Романа нашли на столичном Гидропарке во время рейда по поиску бездомных детей, который организовала Печерская райадминистрация.
Заведующая приютом N1 Ирина Дувальская, 40 лет, берет парня за руку.
— Рома, почему ты опять здесь? Поехали с нами в приюте. Там пятиразовое питание.
Не отпускает руку мальчика, отводит в сторону, чтобы не мешать прохожим. Снимает с него кепку, выбирает из волос сухие гниды. Парень не вырывается, но постоянно бросает взгляды в разные стороны.
— Не хочу я к вам ехать, — заикается от волнения. — Вы меня опять к родителям отвезете. Я не хочу к папе, он издевается, пьет, телефон у меня забрал. С мамой я еще могу жить, а с ним — никогда.
Ирина Геннадиевна обнимает его, говорит, что в приюте за ним все соскучились. Просит показать, где он ночует.
— Я ночую на пляже в Гидропарке, днем работаю на строительстве.
В обед тоже сплю по несколько часов на пляже. Иногда ночью гуляю. Стираю вещи в реке. Это еще кофта на мне не высохла. Мне самому хорошо. Только иногда подходят мужчины, добиваются меня. Но я их не слушаю, убегаю. Боюсь, чтобы не изнасиловали.
Может, мэром стану. Я еще не решил
Ирина уговаривает Романа вернуться в приют. Он упирается, пытается убежать. Работник отдела криминальной милиции по делам подростков угрожает надеть на него наручники. Юноша идет к машине.— Мне здесь хорошо, — говорит. — Я здесь что захочу, то ем. Сегодня борщ в столовой брал. У меня есть свои деньги, потому что зарабатываю на стройке. Стекловату клею. Бывает 100 гривен дадут, если хорошо работаю. Иногда по 20–30. Мне хватает.
Садится на заднее сидение машины, вытягивает ноги и складывает руки узлом.
— Я с подружкой встречаюсь. Мы с ней по телефону познакомились. Она прислала эсэмэску, я ответил. Оказалось, она в Киеве живет. Предложил встретиться. Гуляли вместе. Ей тоже 15 лет. Она в школе учится. Живет с мамой и папой. Я их не знаю. Не говорил ей, что бездомный, потому что стыдно. Когда домой провожаю, то говорю, что к своим родителям возвращаюсь. Я стираю вещи, чтобы она не видела меня грязным. Клей стал реже нюхать. Так, иногда беру тюбик "Секунды", потому что он дешевый и на один раз хватает. Ну и курю бывает. А больше ничего.
Напрягает мышцы на руках, играет ими.
— У меня завтра день рождения. Будет 16 лет. Планировал домой поехать и паспорт сделать. На Дарнице познакомился с одним мужчиной, он обещал взять на работу. Не знаю, на какую, но хорошую. Я в училище когда-то начинал учиться на электрогазосварщика, — запинаясь, произносит Роман. — Не очень меня тянет им работать. Больше хочу поваром быть. Дома маме все по кухне помогаю готовить. Борщ могу сам сварить, салаты разные придумываю. Может, мэром стану. Я еще не решил.
Задумывается, поднимает глаза вверх.
В машину садится Ирина Геннадиевна.
— Не переживай, теперь мы тебя родителям не отдадим. Есть возможность оставить тебя у нас на реабилитацию.
Роман безразлично кивает. Он из неблагополучной семьи. Отец работает охранником на частном предприятии. Мать — домохозяйка.
Комментарии