Группа новобранцев расположилась на вершине холма: автоматы за плечами, у некоторых в руках – записные книжки и планшеты с боевым "софтом". Их инструктор на позывной "Доц" восторженно объясняет особенности использования артиллерийской аиста, двумя пальцами вращая ее шкалу.
Утреннее солнце припекает, но стоит еще довольно низко, так что оно будет использовано как одна из точек наведения устройства.
До февраля 2022 года "Доц" писал научные исследования и делился знаниями в университетских аудиториях. Теперь, имея позади оборону Киева и жестокие артиллерийские дуэли в Донецкой области, он готовит курсантов одного из учебных центров Сухопутных войск.
О том, как меняется российско-украинская война, об универсальности пехотинца и интеграции боевого опыта в обучение, а также о людях и технологиях, от которых зависит будущее украинской армии, мы поговорили с "Доцем" накануне Дня пехоты ВСУ.

"Док", расскажите, пожалуйста, как доктор наук оказался в минометной батарее, "насыпавшей" оккупантам в Донецкой области, а затем стал инструктором, готовящим новобранцев?
У меня еще с Майдана оставался незакрытый гештальт: не участвовал в боях на баррикадах, но носил мешки "во втором эшелоне". В период АТО я тоже не попал на передовую – по состоянию здоровья. И все время мне это мозолило. Но когда летом 2021 пошла информация, что будет большая война, я решил взять оружие в руки. Связался со своими друзьями и договорился, что "когда начнется", пойдем в армию вместе.
Мы действовали как мобильные минометные расчеты: к началу эры FPV могли себе это позволить.
Так оно и вышло. 25 февраля мы с моим сослуживцем "Варягом" и с другими ребятами записались в одно из ДФТГ (добровольческих формирований территориальных общин – ред.). В его составе мы полтора месяца рыли линию обороны в окрестностях Киева и активно тренировались с оружием.
В мае 2022 года на основе нашего ДФТГ сформировали новый батальон Отдельной президентской бригады им. гетмана Богдана Хмельницкого. И я как офицер запаса стал командиром минометного взвода.





Как выглядела боевая работа минометчиков в 2022-м?
Активные боевые действия нашей батареи – это Донецкая область: ноябрь-декабрь 2022 года в направлении Клещиевки, а затем – март-апрель 2023-го, район села Ивановское, финал обороны Бахмута. Сначала мы действовали как мобильные минометные расчеты: к началу эры FPV-дронов могли себе это позволить. В 2023-м уже имели стационарные позиции, потому что стали работать с пушкой М-12 "Рапира" калибра 100 мм.
Своим основным достижением я считаю даже не участие в боях, а то, что мы с коллегами-офицерами с нуля подготовили боеспособную минометную батарею, которая стала показывать отличные результаты с первого же выезда.
Что вам требовалось для результативной работы "артиллерии переднего края"?
У нас было два приоритета: материальная база и обучение бойцов. С материальной составляющей в артиллерийских подразделениях тогда все было довольно плохо: устаревшее оружие, недостаток боекомплекта, его качество и другие проблемы, которые иногда имеют место до сих пор.
Что касается подготовки: еще на этапе учений наш личный состав овладевал всем функционалом друг друга. Каждый минометчик знал обязанности того, кого по старинке называли СОБ (старшим офицером на батарее). Как оказалось – это работает, еще очень эффективно!

Благодаря подготовленности и постоянному самосовершенствованию мы не только "разносили" вражеские позиции, пехоту и российскую технику. Мы имели возможность повышать уровень профессиональности бойцов и готовить новую смену.
Сейчас все офицеры-артиллеристы, с которыми я начинал, получили повышение: занимаются управлением боем, а не находятся непосредственно на огневых позициях.
Как отличается война 2025 года от войны 2022-го? Что изменилось, в частности, для пехоты?
Стало гораздо труднее. Еще зимой 2022 года ротацию пехоты на позициях можно было организовать коротким подъездом на машине-"корче" и быстрой заменой одной группы на другую. Сейчас не то, что пехотинцы, но и те же минометчики вынуждены иногда идти пешком по 5 километров до позиции, неся миномет и БК (боекомплект) с собой. Потому очень плотно работает российская аэроразведка и ударные дроны: техника банально не доезжает.
Я, в частности, учу новобранцев топографии. И сейчас это не только о наведении миномета или гранатомета и корректировке огня. Каждому бойцу сейчас важно ориентироваться на местности, чтобы на этом марше к позициям не заблудиться. А еще нужно постоянно держать себя в хорошем физическом тонусе, чтобы выдерживать все нагрузки.
Пехотинец должен "уметь все" - от корректировки артиллерии до запуска "Мавика" со сбросом
Еще один "побочный эффект" FPV: увеличился срок пребывания бойцов на позициях. Если в 2022-м в моем батальоне пехотинец дежурил на "нуле" максимум 5 дней и потом отводился на отдых, сейчас он ждет, пока не будет "окна": плохой погоды или какого-нибудь затишья, когда ротация будет возможна.

Между тем продукты, вода, БК и все остальное доставляются сбросами из дронов, а значит, в ограниченном количестве. Все стало гораздо труднее. И, соответственно, подготовка должна быть на порядок лучше, чем можно было позволить в 2022 году.
Пехотинец должен "уметь все" – от корректировки артиллерии до запуска "Мавика" со сбросом, если это поможет отразиться во время стрелкового боя.
"Доц", вы в своем интервью полгода назад говорили, что ВОС 100 "Стрелец" – это самая сложная военно-учетная специальность с точки зрения подготовки и набора знаний.
Мое мнение с тех пор не изменилось. Представитель никакой другой военной профессии не имеет большей универсальности, чем та, которая есть у пехотинца.
ВОС 100 – это симбиоз знаний и навыков, работающий только в комплексе. Без него остаться здоровым и выполнить боевую задачу практически нет шансов.
В конце концов все новобранцы получают ВОС "Стрелец", проходя базовую общевойсковую подготовку (БЗИН). Так что эта пехотная универсальность важна и для других военных специалистов?
Совершенно! И чем дальше – тем больше. Например, тем минометчикам, которые работают на довольно близких дистанциях, пригодятся навыки стрелка: иногда им приходится вступать в бой с передовыми группами противника, прорвавшимися к их позициям.
Или возьмем операторов беспилотных систем. Наши выпускники рассказали случай: их экипаж БПЛА выдвигался на задание ночью. "Отвалилась" связь и они заблудились. Потом сориентировались и выяснили: они находятся в ближнем вражеском тылу.

Что делать? Ребята грамотно устроили засаду, расстреляли российскую "буханку" (микроавтобус УАЗ 2206 – ред.) с оккупантами и тогда в сумерках вернулись к своим. Мы потом шутили о том, что наши выпускники проспали мои занятия по топографии, но внимательно слушали тактику, которую преподавал наш коллега-инструктор "Босс". И это не только спасло им жизнь, но и дало большой боевой опыт. Не каждый оператор FPV может похвастаться тем, что устроил засаду в российском тылу и "накрошил" там окупантов.
Вы, как преподаватель, должно быть, имеете в своем арсенале фронтовые истории, которые помогают в обучении и нормально заходят курсантам?
Рассказываю им об одном из первых выездов нашей батареи под Бахмутом. Опыта нам тогда еще не хватало. Мы вытолкались на холм, увидели трубу Углегорской ТЭС в 20 километрах, очень обрадовались великолепному ориентиру. Быстро сориентировали бусоль. Я говорю бусолисту: "Отбивай запасную точку и быстро выйди отсюда!" Чуть не успели...
Танковый снаряд попал в соседний дом, нас бросило на землю взрывной волной. Поднимаемся, хватаем бусоль и бежим вниз. И здесь второй выстрел. Моего коллегу осколком ранило в ягодицу. Слышу его крик. Надеюсь, что это просто взрывная волна, что он встанет и побежит дальше. А он не встает… Подбегаем к нему: "Друг, куда тебя ранило?" Он кричит: "Ребята, ж...па!"
У тебя заморожены все эмоции, а голова работает только над тем, что делаешь сейчас
Говорим ему: мы в курсе, что это полная ж..па, но ранило куда?
Переворачиваем его на живот и находим обожженное отверстие в ягодице, которое немного дымится. Стропопорезом разрезаю штаны на заднице. Крови немного. Турникет не использовали, затампонировали отверстие так, что паренек смог дальше идти своими силами. Не знаю, как бы мы тащили 110-килограммового собрата в противном случае.
Вот такой смешной и поучительный пример: почему нельзя делать минометные позиции на холмике, что такое "ж..па" на войне и как в нее не попасть.

Что вы ощущаете во время боя?
Я на боевых был настолько сосредоточен, что до сих пор помню это состояние: у тебя абсолютно заморожены все эмоции, голова работает только над тем, что делаешь сейчас.
Эта отстраненность, она в боевых условиях помогает или мешает?
Мне это очень помогало, я даже не ожидал такого от себя. Ибо в гражданской жизни я, напротив, бывал очень эмоционален.
Но у всех оно по-разному. Кто-то хватает в бою "режим бессмертия", кто-то, напротив, может получить паническую атаку. Но это не значит, что эти ребята – плохие воины. Бывает, что и под "паничкой" боец идет дальше и хорошо выполняет свою задачу.
Расскажите чуть-чуть о том, как интегрируете опыт современной войны в учебный процесс?
Во-первых, опираюсь на собственный боевой опыт: это было уже достаточно давно, однако в войне есть определенные устоявшиеся вещи. Есть и моменты, которые нужно обновлять: здесь пригодится опыт собратьев, приехавших в гости после ротации: пехотинцы, артиллеристы, операторы дронов… Очень внимательно их слушаем и даже даем им поработать с новобранцами факультативно.

Благодаря постоянно действующим чатам наши выпускники могут похвастаться инструкторам своими успехами на фронте и посоветовать, что следует изменить в программе подготовки. Вот пару недель назад один из выпускников БЗИН рассказал, как они с собратьями уничтожили экипаж элитного российского подразделения БПЛА, известного как "судный день". Какими бы "элитными" оккупанты не были, но наши выпускники задали им жару. И рассказали, как именно провели операцию. Другой выпускник предложил нам делать дополнительные занятия в темное время суток: маскировку, разведку и выполнение других задач. Уже над этим работаем.
Подготовка стрелка
По словам "Доца", новые реалии войны меняют программу военной подготовки. Инструкторы также имеют право ее корректировать с учетом боевого опыта и нужд фронта.
Кроме привычных стрелковой подготовки, тактики, медицины и физических упражнений там появляются новые акценты и специфические темы.
- РЭБ (радиоэлектронная борьба): курсанты получают представление, какую эффективность имеет РЭБ на разных частотах, чем отличается "купольный" и направленный.
- Связь: бойцы знакомятся с работой радиостанции и правилами безопасного радиообмена, узнают о том, как работают ретрансляторы, "Старлинки", средства защиты от вражеского РЭБ и альтернативные каналы связи, в том числе с использованием вражеских сим-карт.
- Маскировка в различных ситуациях: например, когда враг использует тепловизионные камеры или когда нет возможности их применить.
- Вражеские ударные БпЛА: как противодействовать и избегать поражения, как и с какого оружия сбивать.
- боевое программное обеспечение: топография, управление боем и корректировка огня.
- работа с асолью и знакомство с коллективным пехотным вооружением (пулеметы, минометы, гранатометы).
Учить курсантов помогает и академический опыт, говорит "Доц":
"Надо понимать ресурс человека в восприятии информации и усвоении навыков. И вовремя себя останавливать, чтобы не пытаться "впихивать непреодолимое".

Нынешние новобранцы – какие они?
Так получилось, что в последнее время у нас в учебном центре более 90% курсантов – добровольцы. Раньше бывали группы, которые состояли преимущественно из мобилизованных. Ни у тех, ни у других не было проблем с мотивацией.
Единственное, что мобилизованным нужно чуть больше времени собирать вместе. Потому что человеку, пришедшему в армию не по собственной воле, нужно правильно расставить приоритеты. Мы делаем это за счет занятий национально-патриотической подготовки и человечного отношения к рекрутам. Объясняем, что у ВСУ у тебя есть достаточные перспективы не только выжить, но и получить карьерный рост.
Это работает и с добровольцами, и с мобилизованными. У добровольцев свои фишки: они могут быть более расхлябанными, потому что каждый – индивидуальность. Но через пару недель они начинают понимать, как все работает в армии и главное – для чего это работает.
То есть, мобилизованные могут быть менее расхлябанными?
Стопроцентно! Они серьезно относятся к ситуации, добросовестно учатся. Ибо понимают, что часть из них попадет на передний край, в ту же пехоту, перед которой мы все склоняем головы. А пехота выдерживает на своих плечах больше, чем любой другой род войск.
В учебных центрах сейчас используется так называемый "нулевой день": это физические нагрузки и контролируемый стресс.

Мы тоже его используем, но не в самом начале. Сначала даем людям адаптироваться. На тех же лекциях патриотического воспитания объясняем, что от этой войны не спрятаться даже за границей: она может догнать и там. Говорим о том, что каждому из нас есть кого и что защищать. А дальше – все эти физические и психологические полосы помех. И когда боец из-за "не могу", на зубах доходит до конца испытания, плечи у него расправляются, он гордится собой. В нашем подразделении этот подход показал свою эффективность.
Если посмотреть на возраст новобранцев, добывающих "пехотный" ВОС-100: как он влияет на подготовку, а впоследствии – на выполнение боевых задач?
Возраст новобранцев у нас – в полном диапазоне. Часть активной молодежи уходит в эффективные штурмовые подразделения. Они и физически, и ментально к этому готовы. Если же мы говорим, например, о линейной пехоте, там очень хорошо проявляют себя "дяди" среднего и почтенного возраста: они держат позиции зубами!
Армия и черный юмор – это нераздельные вещи! Есть такая шутка, что дяди хорошо держат позиции, потому что понимают, что бежать вперед или назад им будет тяжело. Я видел одного такого мужчину: пожилой, сгорбленный, он неделю держал в одиночку позицию целого отделения под Клищиевкой. Ему хватило физической и психологической выносливости. Что-что, а держаться на двух глотках воды в день и одном сухпае в неделю украинские дяди умеют лучше любого.

Если мы начали говорить о физической форме: посоветуйте, на что нужно обращать внимание человеку, который осознает, что он скоро будет в армии?
Следует заранее спланировать это жизненное событие. Даже если ты прекрасно себя чувствуешь, нелишне пробежаться по врачам и обнаружить все свои проблемные участки. Что у тебя с коленями и со спиной, с суставами, что с сердцем и с давлением? Это поможет выбрать должность в армии не только под твои "хотелки", но и под твою максимальную эффективность. Штурмовики без менисков и с грыжами в спине – обуза для своего подразделения.
Побеждает не сильнейший, а тот, кто упрямее
Далее следует немного подкрутить свою физическую форму. Помимо обычных тренировок есть куча гражданских учебных центров, куда можно записаться на месячный курс, и уже иметь приблизительное понимание, что тебя будет ждать БОВП.
Что нам нужно, чтобы побеждать более сильного противника? И как эта "асимметрия" имплементируется в учебном процессе?
Есть такая хрестоматийная фраза: "Никогда маленькая советская армия не победит великой советской армии". Так что нам нужно развитие технологий как в вооружении, так и в управлении. Необходимо построение эффективной управленческой вертикали. И с недавних пор это уже делается. В частности, на Покровском направлении мы видим, как восстановление управления сразу меняет характер боевых действий, уменьшает темпы продвижения врага, а украинским подразделениям позволяет переходить в контрнаступление.

А еще я очень люблю фразу моего собрата "Варяга": "В любых войнах побеждает не более сильный, а более упрямый". И в бою, и в учебе мы должны обращать внимание на эти две составляющие: упрямство и технологичность. Поэтому нам очень нужно масштабирование передового опыта и передовых технологий.
И, опять же, такое масштабирование невозможно исключительно на горизонтальном уровне. Это нужно делать "по вертикали", в приказном порядке...
Если мы спустимся на уровень маленького пехотного подразделения, то при каких условиях он сможет "асимметрично" побеждать более враждебное соединение?
Первое условие: нужно заниматься планированием, а не экспромтом. Приведу пример: с 2022 года, когда подразделения 3 ОШБр планировали определенные штурмовые действия, они на полигоне выкапывали точную копию укреплений врага. И две недели отрабатывали предстоящий штурм со всеми вооружениями и в сопровождении дронов. И потом, в реальных штурмовых действиях, их эффективность была на максимуме.
Война – это очень тяжело, а еще это во многом лотерея. Но если есть понимание, как организовать работу подразделения в том или ином виде боя, есть планирование и протоколирование вероятных ситуаций, есть отработка на полигоне и обеспечение всем необходимым, то есть шансы на победу.
Если же этого не будет, все будет держаться исключительно на героизме и самоотверженности бойцов.

Российско-украинскую войну часто называют "войной малых групп". Какой размер пехотной группы сегодня является оптимальным, если мы говорим о высокотехнологичной и обученной пехоте?
Мы сейчас видим войну "дронов, артиллерии и малых групп", в которой иногда даже отделения – это слишком много. В конце концов, в различных ситуациях (как в обороне, так и в наступлении) могут эффективно работать рота, взвод или отделения, которые в свою очередь разбиты на скоординированные малые группы. Для этого нужно переписывать уставы и продумывать протоколы действий.
Какие уроки вы извлекли из этой войны как воин и как ученый?
Самый главный урок, который стоит усвоить всем: мы тратили время на подготовку к войне еще с 1991 года. Мы задолго прятали голову в песок: думали, что войны можно было избежать благодаря налаживанию экономических связей с Россией, благодаря разговорам о "братстве" и подобном бреде.
Если бы нам стало ума лет за 30 предусмотреть развитие событий – мы были бы сейчас гораздо более боеспособными.
Второе, что я понял: даже относительно небольшой процент сплоченных людей, которые знают, за что воюют, способны остановить такую махину, как Российская Федерация. Кроме нас, украинцев, в это вообще не верил никто.
Мы теряли время с 1991 года, потому что прятали голову в песок
Но уже более трех лет мы сдерживаем армию огромной страны, хорошо вооруженной, которая к тому же не бережет и бросает на мясо своих людей.
Но мое самое большое желание (когда наступит долгожданный мир) – чтобы мы в очередной раз не упустили наших возможностей. Чтобы Украина развивалась и стала столь сильно экономично, военно и политически, чтобы никому даже в голову не пришло эту войну повторить.
Думаете ли вы о возвращении в науку и академическое образование?
У меня уже была возможность. После операции на колене в 2023 году меня сочли непригодным, я мог стать на академическую должность и "завязать" с военной службой. Но почувствовал, что морально к этому не готов. И это не о героизме и патриотизме. Здесь, в армии, я чувствую себя максимально "на своем месте". Моя задача – подготовка новобранцев – гораздо важнее, чем все остальное. Учить студентов математике, слава Богу, есть кому. Поэтому я здесь.
Ключевые термины
БОВП – базовая общевойсковая подготовка. Это специальный курс для получения знаний и навыков, необходимых пехотинцу. Его проходят все новобранцы, ранее не имевшие опыта военной службы.
БОВП длится 45 учебных дней. По решению Главнокомандующего ВСУ Александра Сырского продолжительность БЗВП для тех, кто будет служить не на 3 дней.
ВОС 100 – военно-учетная специальность "Стрелец". Это базовая квалификация в Вооруженных силах Украины. Ее получают все военнослужащие, прошедшие БЗИН.
СОБ – старший офицер батареи: управляющий боевой работой артиллерийских расчетов.
ДФТГ – добровольное формирование территориального общества. Это военизированное подразделение, сформированное из добровольцев, жителей определенной территории, которое выполняет задачи территориальной обороны. Создание ДФТГ предусмотрено законодательством Украины о национальном сопротивлении.
Комментарии