Ексклюзивы
суббота, 04 октября 2025 08:05

Как сержанты стали опорой ВСУ и помогают солдатам: история воина "Друга"

Сержантский корпус в ВСУ в условиях российско-украинской войны стал нерушимой "арматурой" нашей армии, которая держит на себе управление боем, поддержку и поощрение бойца, менеджмент и взаимодействие подразделений.

Как сержантская вертикаль работает внутри 11-го армейского корпуса ВСУ, рассказал Виктор с позывным "Друг". Он - главный сержант корпуса и воин, имеющий за плечами 11 лет войны и опыт почти двух десятилетий военной службы.

Беседу с "Другом" публикуем на Gazeta.ua.

НЕПТУНЫ, ЗЕВСЫ И РЕМБО

"О своей гражданской жизни могу рассказать немного. Родился в Черкасской области. С 2006 года — кадровый военный. Начинал в 30-й отдельной механизированной бригаде: обычным пехотинцем, пулеметчиком, впоследствии — наводчиком боевой машины", — начинает свой рассказ Виктор с позывным "Друг", жилавый бородатый воин с пронзительным взглядом.

В юности он прошел базовую подготовку сержанта в одном из учебных центров, а через полгода получил первую сержантскую должность: командир отделения.

Сейчас "Друг" является главным сержантом 11-го армейского корпуса, который имеет полосу ответственности в Донецкой области — на одном из самых сложных направлений фронта.

Автор: Роман Чоп
   «Друг» - главный сержант корпуса и воин, имеющий за плечами 11 лет войны
«Друг» - главный сержант корпуса и воин, имеющий за плечами 11 лет войны

В Донецкой области в 2014 году также прошли и первые бои Виктора с российскими захватчиками. Там же, в период АТО/ООС, он получил и свой позывной.

"Я не хотел следовать тогдашней моде и брать себе пафосный псевдоним: всякие там "Нептуны", "Зевсы" и "Рэмбо" меня не интересовали. Выбрал самое простое слово и, пожалуй, самое открытое: "Друг". Потому что я хотел быть другом для всех: и для солдат, и для сержантов, и для офицеров", - признается воин.

Этот принцип "Друг" исповедует и по сей день, десятилетия спустя.

ХОРОШИЙ СЕРЖАНТ

"Инициативность, на мой взгляд, — это главное для сержанта. Если на войне у тебя нет инициативы, то мало чего достигнешь: останешься на одном месте. Ты ничего нового не создашь и не начнешь. В лучшем случае — будешь воспроизводить то, что придумали до тебя", — объясняет главный сержант армейского корпуса.

"Друг" часто повторяет эти базовые моменты, когда к нему приходят за советом военнослужащие, которые хотят сделать сержантскую карьеру. И предлагает им конкретные шаги по профессиональной подготовке будущих сержантов.

В Сухопутных войсках она имеет четыре уровня: курсы лидерства (сочетаемые с базовой подготовкой сержантов и командиров отделений), средний уровень (подготовка для главных сержантов взводов и рот), повышенный (для главных сержантов батальонов) и самый высокий уровень подготовки (для главных сержантов бригад и крупных военных формирований).

Сержант — это тот, кто может на равных говорить и с солдатами, и с офицерами. Он понимает и тех, и других, и поэтому способен помочь им в различных ситуациях, отмечает "Друг":

"Сержант — это прежде всего друг и побратим для солдата. Это тот, кто идет с ним вместе и ведет за собой. Тот, кто поможет ему во время выполнения боевого задания. Сержант высших звеньев (речь идет о главных сержантах батальона, бригады и выше — Gazeta.ua.) — это уже как отец, который всегда заботится о личном составе. А еще — менеджер, способный решить целый ряд вопросов".

С нами советуются генералы, когда имеют такую потребность

Последнее особенно касается главных сержантов бригады, корпуса и отдельного рода войск. Большой объем информации, которым они обладают, делает их важным звеном военного управления.

"Я работаю непосредственно с главными сержантами бригад и с личным составом — там, где действительно нужна моя помощь. А с нами советуются генералы, когда имеют такую потребность", — подытоживает главный сержант 11 армейского корпуса.

Автор: Євген Солонина
  Мы стали более патриотичными, мы больше ценим все украинское, говорит «Друг»
Мы стали более патриотичными, мы больше ценим все украинское, говорит «Друг»

КОМАНДИРЫ И СЕРЖАНТЫ

Сержанты, которые являются командирами отделений и взвод — это те, кто ведут бой бок о бок со своими солдатами. Но и главные сержанты крупных воинских соединений тоже могут взаимодействовать напрямую с солдатами во время выполнения боевых задач.

"Друг" вспоминает, как во время АТО/ООС он, тогда еще главный сержант оперативно-тактической группировки "Север", приходил на позиции пехотинцев вместе с руководством сержантского корпуса Вооруженных Сил.

"Как сейчас помню населенный пункт хутор Вольный на Луганщине, где пролегала линия обороны наших подразделений, — "Друг" погружается в воспоминания. — Мы с главным сержантом Вооруженных Сил Украины прибыли на позиции именно во время боя. Забегаем в линию траншей, а за нами разлетаются осколки от ВОГов (боеприпасов к автоматическому гранатомету. — Gazeta.ua). И солдаты, и командир взвода, который отвечал за управление боем, были приятно удивлены, увидев, что два главных сержанта — Вооруженных Сил и ОТУ "Север" — пришли поработать вместе с ними".

Когда бой закончился, главные сержанты пообщались со всем личным составом на тех позициях. От обсуждения боевой обстановки перешли к личным историям и смешным рассказам из солдатской жизни.

"В тот день мы общались между собой как друзья, "на позитиве". Ведь мы никогда не цураемся солдат. Сержант не должен вести себя как какой-то большой начальник, даже если он является советником полковников и генералов", — говорит Виктор, ссылаясь на собственный опыт.

Если к тебе лично пришли командиры — то твоя ситуация не так плоха, как ты считал

Солдат в окопе находится в определенном информационном пузыре, который на него негативно влияет, добавляет "Друг".

"Общаясь с нами, он получает нужную информацию и уверенность в себе. Если к тебе лично пришли командиры — то твоя ситуация не так плоха, как ты считал", — отмечает воин.

Сейчас руководители сержантской вертикали продолжают работать с личным составом, в частности и на позициях дронаров, артиллеристов, зенитных расчетов.

Между тем, взаимодействие со штурмовыми, пехотными и разведывательными группами происходит преимущественно тогда, когда они оттягиваются в ближайший тыл. Потому что в условиях засилья вражеских дронов любое дополнительное передвижение на позицию может выдать ее и увеличить риск потерь, объясняет "Друг".

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕРЖАНТА

Главный сержант 11-го армейского корпуса повторяет мнение о том, что сержантская вертикаль — это некая система армейского менеджмента. И здесь он выделяет несколько функций, которые она выполняет: сбор данных о работе сержантского состава на всех уровнях, кадровый менеджмент, организация военной подготовки, налаживание взаимообмена информацией между различными уровнями армейской иерархии, представление о награждении воинов и тому подобное.

"Если солдаты поделились с главным сержантом своими проблемами, идеями и предложениями — они уверены, что их услышат на самом высоком уровне. Сегодня я общался со стрелками, завтра перескажу их мысли и пожелания командованию бригады и корпуса", — "Друг" объясняет, как это работает.

Автор: Роман Чоп
   «Друг» - главный сержант корпуса и воин, имеющий за плечами 11 лет войны
«Друг» - главный сержант корпуса и воин, имеющий за плечами 11 лет войны

Обучение — одна из важнейших предпосылок для эффективного выполнения боевых задач. Как занимаются этим вопросом в 11-м армейском корпусе? Виктор рассказывает, как он с побратимами помог наладить подготовку сержантского состава в зоне боевых действий. Командир небольшого подразделения учится, но в случае обострения ситуации может прервать подготовку и вернуться к своим бойцам, а обучение продолжить через несколько дней или недель.

ВОЙНА ИЗМЕНИЛА

Анализируя, какие изменения происходят с человеком во время российско-украинской войны, "Друг" вспоминает периоды своей службы в различных группировках войск: в ОТУ "Луганск", а еще раньше — в тактической группе "Бахмут", во время битвы за этот город. Во все эти периоды Виктор чувствовал, что адаптируется к военным реалиям. И единственное, к чему он так и не смог привыкнуть за годы активных боевых действий — это оторванность от семьи.

"Хуже всего воспринимается, — говорит воин, — то, что ты за почти полтора года едешь домой на 15 суток, в лучшем случае — на месяц. И только при условии, что нет ухудшения ситуации на твоем участке фронта".

Но война меняет не только военнослужащих. Трансформируется все украинское общество, говорит "Друг":

"Мы стали более патриотичными, мы больше ценим все украинское. Слушаем больше украинского контента, поэтому почти все наши каналы в соцсетях стали украиноязычными. Мы становимся нацией! — подчеркивает главный сержант 11-го корпуса. — Собственно, украинцы и раньше были нацией, но этот факт на протяжении лет подавлялся влиянием "постсоветского пространства" и политикой России, которую она воплощала через местных деятелей-предателей. Сейчас мы наконец-то чувствуем нашу силу и ценим то, что мы украинцы. И это — главное изменение".

Когда погибает близкий друг, я имею привычку никогда не удалять его контакт

Больше всего воина огорчает потеря побратимов.

"Когда погибает близкий друг, я имею привычку никогда не удалять его контакт. И пишу ему последнее сообщение, даже зная, что его уже нет с нами".

Зато больше всего вдохновляет — возможность уничтожать врага, уверен "Друг":

"И это, пожалуй, самая мощная наша мотивация. Стараемся делать все для того, чтобы оккупантов погибало значительно больше, чем лезет на нашу землю!".

Самый сложный вопрос для военнослужащего — о его планах на будущее. "Друг" задумывается, погружаясь в себя.

"Главное, чего я надеюсь от будущего — завершить эту войну и немного отдохнуть. А дальше — посмотрим, — говорит он. — Не хочу что-то особенное загадывать заранее, потому что жизнь военного не всегда бывает долгой. Но в будущем мне бы хотелось развивать сержантский корпус и создавать на его основе что-то новое. Передавать эстафету другим и готовить себе замену. Ведь мы все — не вечны. Рано или поздно на наше место придет новое поколение: лучшие, более профессиональные сержанты, чем мы".

Сейчас вы читаете новость «Как сержанты стали опорой ВСУ и помогают солдатам: история воина "Друга"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть