В жюри Международного каннского кинофестиваля есть чутье. Оно очень точно прогнозирует на будущее какие-то очень важные политические, социальные проблемы. Если на "Оскар" фильмы о чем-то значимом для мира выдвигают задним числом, то Канны - предвестники изменений.
О победителях Каннского кинофестиваля, которые стали такими предвестниками, рассказал кинокритик Антон Филатов.
1963, "Леопард", реж. Лукино Висконти, Франция, Италия
Лента итальянца Лукино Висконти показывает, как деградируют люди, которых называют аристократами, как разрушаются многовековые рода, проигрывают в соревновании с современным миром. Сюжет разворачивается в 1860 году, во время гражданской войны в Италии между республиканцами и сторонниками правящей династии Бурбонов. Князь Салина не хочет участвовать в политической борьбе, потому что понимает неотвратимость изменений. Его время "леопардов" уходит. Историческая картина переносит в предыдущий век, когда происходила индустриализация, активно развивалась промышленность. Но оказалась созвучной с 1960-ми. Если в свое время индустрия пришла на замену мануфактуре, то в середине ХХ века уже компьютеры начали перехватывать первенство в развитии экономики. Стало понятно, что будущее не за заводами, сталью, машинами, а за новыми технологиями.
1964, "Шербурские зонтики", реж. Жак Деми, Франция, Германия
Музыкальная мелодрама рассказывает о любви юной продавщицы зонтиков и простого автомеханика. Мужчину забирают в армию, а его любимая узнает о своей беременности. По требованию матери героиня выходит замуж за богатого ювелира. Через несколько лет бывшие влюбленные встречаются вновь. За два года "Золотую пальмовую ветвь" снова получает кино о любви - мелодрама Клода Лелуша "Мужчина и женщина". Рассказывает о молодых овдовевших мужчине и женщине.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве проведут "Каннский вечер"
Оба фильма оказались созвучными запросам тогдашнего общества. После Второй мировой возросла рождаемость вследствие возвращения солдат домой. Те дети, которые родились сразу после войны, в 1960-х уже были юношами. Это была романтическая эпоха, когда чувства были модными. Поэтому столь серьезный кинофестиваль, как Канны, ориентированный, прежде всего, на серьезное авторское кино, неожиданно отдает главные награды легкой мелодраме и романтической музыкальной ленте. Жюри предчувствовало эти веяния. Сделало реверанс в сторону современного поколения, молодых людей эпохи бэби-бума. Этим фестиваль показал, что именно такие молодые люди будут править миром.
1979, "Апокалипсис сегодня", реж. Фрэнсис Коппола, США
Картина бросает зрителя в самое пекло войны во Вьетнаме. С перерывом в 3 года на фестивале побеждали фильмы, изображающие тяжелую психологическую травму человека, вернувшегося из этой бойни. В 1976-м герой фильма "Таксист" Мартина Скорсезе в исполнении Роберта Де Ниро не может найти себя в этом мире, он лишний здесь. Привык к войне, поэтому в мире жить не может. Уже в декабре 1979-го СССР ввел свои войска в Афганистан. По схожему сценарию действовали и американцы во Вьетнаме за полтора десятилетия до этого. Империя снова напала на маленькую азиатскую страну. Но эта война становится большей проблемой именно империи. Канны в этом случае ничего не предсказали. Фильмы-победители фестиваля просто сделали диагностику актуального недуга, которым болели и Советский Союз, и США.
2010 г., "Дядюшка Бонми, который помнит свои прошлые жизни", реж. Апичатпонг Вирасетакул, Таиланд, Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Испания
Узнав победителя фестиваля, многие воскликнул: "Какой на фиг Таиланд !?" На фестивале всегда есть фавориты и фильмы для массовки. "Дядюшка Бонми", все думали, в конкурсе оказался лишь для расширения географии. Таким образом Канны показывают, что интересуются не только кино из США, Франции, но и маленькими странами. Во время фестиваля очереди журналистов стояли к "спилбергам". Тайским режиссером никто не интересовался, а он победил.
Каннский фестиваль подчеркнул тенденцию, что в современном мире важные вещи не обязательно могут создавать большие страны. Великие открытия происходят и на периферии. Ребята из провинции могут оказаться впереди всей планеты. Например, как это произошло с белорусом Игорем Магазинником, который изобрел "Вайбер".
В 2010-м одним из главных претендентов на "Золотую пальмовую ветвь" был французский фильм "Вне закона" Рашида Бушареба. Лента рассказывает о борьбе за независимость в Алжире. За год эта североафриканская страна стала участником "арабской весны". В 19 странах региона прошли массовые протесты, государственные перевороты.
2015, "Дипан", реж. Жак Одияр, Франция
Летом прошлого года фото мертвого мальчика на берегу моря обошло весь мир. Беженцам из Ближнего Востока аплодируют стоя. Потом стали говорить о эмигрантском кризисе. Хотя еще в мае никто не понимал, почему фильм на эту тему получил награду в Каннах. "Дипан" рассказывает о трех эмигрантах из Шри-Ланки, которые живут в пригороде Парижа. С родины убегают из-за гражданской войны. Главный герой вынужден уехать в лагерь беженцев после завершения вооруженного конфликта. Хочет начать жизнь заново во Франции. Для получения политического убежища должен придумать убедительную историю. Он берет себе паспорт Дипана, умершего мужа. Просит незнакомых женщину и 9-летнюю девочку сыграть роль его семьи. В Европе эмигранты сталкиваются с ежедневным насилием и угрозой. Бывший солдат вспоминает свои навыки и защищает людей, которые стали его семьей. С одной стороны этот фильм можно назвать шедевром, а с другой - бездарным. Кино настолько необычное, что кажется недоделанным. Некоторые эпизоды сделаны некачественно, повторяющиеся персонажи играют плохо. Это ошибки на уровне студентов-кинематографистов начальных курсов. С другой стороны, отмечают, что этот фильм предвещает кино, которое будет сниматься в будущем, так будут писать сценарии. Просмотрев этот фильм через несколько лет, можно будет сделать вывод, действительно ли этот фильм заслужил награду. Режиссер Жак Одияра - экспериментатор, он сознательно использует такие методы.
Комментарии