— Сцену крещения Гоголя снимали на Полтавщине в Преображенской церкви, где когда-то действительно крестили будущего писателя. Полуторамесячного мальчика для съемок дала местная семья. Две недели тому назад его окрестили по-настоящему. Во время съемок обряда он вел себя спокойно. По легенде, маленький Гоголь тоже не плакал, — рассказывает российский режиссер Наталия Бондарчук, 58 лет.
Уже месяц она работает над картиной о жизни писателя — "Гоголь. Ближайший". Съемки прошли в Москве, на Полтавщине и в Киеве, в настоящее время переместились в Крым. Потом продолжатся в Иерусалиме, Франции, Германии и Италии.
— Гоголь не имел дома, он постоянно путешествовал. С собой всегда возил лишь зонтик и портфель с личными вещами, — объясняет режис сер.
Общаемся с Бондарчук на съемочной площадке в столичном парке Отрадный. Она сидит под тентом, просматривает на экране только что отснятую сцену возвращения Гоголя в родное село. Рядом стоят несколько пустых стаканчиков от зеленого чая. Снимают на фоне деревянных церквей и сельских домов. К плетню возле одной из них привязаны два индюка. В тени стоит черный козел, а неподалеку в доме — поросенок и десяток гусей, за которыми присматривают охранники.
— Давайте продолжим разговор в моем фургончике, — предлагает режис сер. — Там есть кондиционер, хочу немного охладиться.
Говорит, что хорошо понимает украинский:
— У меня отец (режиссер Сергей Бондарчук. — ГПУ) дома с друзьями говорил по-украински. Потому я с детства слышала ваш язык.
Идем к серебристой машине. На площадке стоят еще два десятка грузовиков, которые привезли сюда технику. За одним из них, в тени, гримируют актеров. Рядом на столике — несколько бутылей воды, коробки с печеньем и баранками.
— Сцену с крещением снимали на праздник Казанской Богоматери, — продолжает режисс ер, когда уже садится в машину, на сидениях которой лежит много пакетов с вещами. — Настоятель отец Иван сказал, что в такой праздник работать нельзя. Съемки мы остановить отказались. Но едва лишь начали работу, как сломался генератор, и церковь осталась без света. Местный отдел чрезвычайных ситуаций привез свой. На это ушло аж шесть часов.
В фургончик заглядывает российский актер Евгений Редько, 49 лет. Он играет Гоголя. Спрашивает, нужно ли гримировать ноги для сцены, где большим планом будут снимать, как Гоголь ступает на родную землю. Наталия отвечает, что нужно. Потом смотрит на часы, вызывает по рации гримера и просит меня выйти из машины.
Неподалеку стоит Редько. Костюмер прикрепляет ему к штанам подвязки.
— Мне запрещено давать на съемочной площадке интервью от своего имени, — говорит актер. — Потому что здесь я должен быть Гоголем и никем другим. У людей должна складываться иллюзия, якобы в ленте играет сам писатель. Если вы с телевидения, то могу молча пройтись с вами за руку на камеру, — берет меня за руку. — И даже поцеловать в щечку.
Актеры, не задействованные на съемочной площадке, сидят в одном из сараев. Все в украинских народных костюмах. На скамье лежит украинская актриса Анна Левченко, 45 лет.
— Я играю Ганнусю — служанку семьи Гоголей, которая нянчила маленького Николая, — рассказывает. — А когда тот вырос, у них были даже любовные отношения. С Бондарчук работаю уже восемь лет, она называет меня своим талисманом. Когда нужно что-то перевести на украинский, спрашивает у меня, как лучше. Или какую народную песню уместнее спеть в том или другом эпизоде.
Это уже третья лента Бондарчук о жизни писателей. До того она сняла фильмы об Александре Пушкине и Михаиле Лермонтове.
Комментарии
1