Писатель и книгоиздатель Дмитрий Капранов, 41 год, говорит, что в Украине должны издавать почти 100 тыс. новых наименований книг в год, а печатают 17 тыс.
Насколько большой спрос на украинскую книжку?
— Читательский спрос у нас удовлетворяется российскими издателями. Украинская литература существует для какой-то прослойки, для таких себе "сектантов". Потому наши издатели партизанят, работают для "людей с особыми потребностями". То есть тех, кто почему-то хочет читать именно на украинском.
Вот такой "помешанный" спрос мы и удовлетворяем. Правда, 70 процентов людей отрезаны от книжки вообще. Ведь у нас 500 книжных магазинов на 40 миллионов населения. Выходит, одна на 80 тысяч. Если в городе живет меньше 100 тысяч человек, там негде купить книжку. А райцентры, местечки, села — это 70 процентов. Остальные — население мегаполисов и больших городов, мы удовлетворяем полностью. Украинская книжка имеет пять-шесть процентов рынка. Причем эта часть еще уменьшается, хотя в денежном измерении растет. То есть рынок в целом растет быстрее, чем украинский сектор.
Лучшая ситуация с детской литературой — деть более украинизированы, чем взрослые. Хотя больше 40 процентов рынка детская книжка тоже не имеет.
Как вы оцениваете читательские пристрастия украинской аудитории?
— Наибольшая потребность в нехудожественной литературе. Бытовая книжка, учебники, домашние справочники, советчики, специализированные издания по садоводству, овцеводству, кролеводству — это на первом месте. Собственно, так во всем мире. Наибольший спрос имеет книжка, купить которую тебя принуждают обстоятельства. А если человек покупает для свободного времени, отдыха — то это художественная.
Наибольший спрос имеет женский роман. И в Украине, и в мире
Какие художественные жанры самые популярные?
— Смешно, но наибольший спрос имеет женский роман. И в Украине, и в мире. Но если говорить именно об украиноязычной книжке, то здесь есть своя специфика. Тем "сектантам" дамские романы покупать стыдно. Потому что это же такие тщеславные люди с высшим образованием, прогрессивных взглядов. Во Львове как-то провели эксперимент. У нас мощная серия дамских романов, и мы заметили, что люди перед нашим стендом этой серии просто тушевались. От слюнявой, романтичной, с сердечками, в мягком переплете. Тогда мы отставили их отдельно, сделали витрину. Люди стали останавливаться и покупать. А до того боялись, что о них плохо подумают. Еще считается достойным у продвинутых читателей скривиться от детектива. Правда, если детективист получает клеймо "интеллектуальный", как наш Волков, его начинают покупать. Если нет, то это уже не для украинца, а для москалей или поляков.
А в целом читательские потребности украинцев — как у всех. Просто их нужно удовлетворять на украинском языке.
Не является ли для украинского потребителя проблемой стоимость книжки?
— Книжка вряд ли должна быть дешевой. Хотим же самые лучшие тексты, иллюстрации, качественную бумагу. Но в целом и так дешево — если учесть, что она должна приносить прибыль издателям, приличный гонорар автору.
Самая первая проблема в настоящее время не цена, а отсутствие книжных прилавков. Людям не где книжку увидеть. Можно рекламировать на всю страну — но ее не купят, потому что негде. В райцентре на базаре есть разве что лоточек с уцененными в России книжками. У них там перепроизводство где-то в 300 миллионов книжек в год. Наши торговцы ездят в Харьков и там мелким оптом покупают эту контрабанду из России.
Потому если бы были прилавки, то и покупатели нашлись бы. Книжка — хитрая штука. Не спрос порождает предложение, а наоборот. Когда человек не видит книжку, то привыкает жить без нее. В Украине 500 книжных магазинов, а в соседней Польше — 3,5 тысячи.
У нас рынок по землянкам прячется и занимается выживанием
Какие же перспективы расширения количества книжных магазинов в Украине?
— Открывают в первую очередь инвестиционные проекты в столице, а не новые книжные магазины в районах. Расширяются сети "Буква", "КС", "Є". Мы склоняем головы перед их владельцами, потому что это большой риск. Они романтики, пусть и денежные. Если государство не поможет отрасли стратегически, все эти проекты накроются. Те люди надеются на перспективы рынка. А цивилизовано он не будет развиваться, пока государство не перекроет границу для импорта и контрабанды. Без этого ни один из этих проектов не выживет.
Для украинского издателя что лучше: льготы или ограничение ввоза иностранной продукции, в частности и российской?
— Пока не будет ограничен импорт, льготы будут оставаться средством выживания. Нужно внедрить квотирование импорта и дать украинским издателям заполнить рынок. Когда он вырастет раз в десять, тогда пусть снимают льготы. Тогда увеличится тираж книжек, мы будем платить больше налогов, будет выше конкуренция. Льготы — это для выживания, как сейчас. А ограничение импорта нужно для развития украинского рынка.
Почему никто не знает, сколько в Украине продается книг?
— Потому что у нас рынок по землянкам прячется и занимается выживанием. Выдают 17 тысяч новых наименований в год, тогда как должно было бы быть 100 тысяч. В итоге в издательской отрасли работают фанатики и аутсайдеры. Фанатики — это те, кто сознательно держатся в этой малодоходной отрасли, страдают мессианством. А аутсайдеры — это когда его никуда больше не берут. Выходит, что целая интеллектуальная отрасль еле выживает, издатели прозябают. Если государство хочет оставаться полноценным, то не должно такого позволять.
Комментарии
4