У президента Центра европейских и трансатлантических студий Алексея Коломийца, 46 лет, возникает впечатление, что Киев и Москва не знают, как действовать дальше.
После переговоров премьеров Украины и России Тимошенко и Путина в воскресенье было объявлено, что мы будем получать газ по "льготной цене" — на 20 процентов ниже европейской. От какой цены нужно отталкиваться в подсчетах?
— Пока не обнародованы подписанные по газовым контрактам документы, точную цифру назвать тяжело. Думаю, окончательная цена будет не меньше 300 долларов за тысячу кубометров. Потому что среднеевропейская — около 380 долларов.
Такое резкое повышение цены на газ — серьезный удар по нашим ожиданиям. Тревогу вызывает то, что на 2009 год не повышается ставка транзита российского топлива по Украине. Это подозрительно. С другой стороны, рано или поздно цена должна была вырасти.
Как это повлияет на экономику и социальную сферу?
— Для некоторых секторов экономики такая стоимость газа будет гибельной. С другой стороны, это заставит украинский бизнес повышать энергоэффективность и экономить энергию.
Будут тяжелые последствия и для социальной сферы. Теперь можно считать, что бюджета в Украине нет — его придется полностью пересматривать. Это станет очередным вызовом для правительства. Будут большие трудности с финансированием бюджетных учреждений, выплатой пенсий, обеспечением социальных программ.
Тем не менее Тимошенко считает своим наибольшим достижением устранение с газового рынка посредника — компании "РосУкрЭнерго". Действительно ли это так?
— Если премьер ставила это своим приоритетом, то она достигла своего. Но посредник будет устранен лишь из поставок газа Украине. Полностью с газового рынка он не уйдет — будет поставлять топливо в Венгрию, Польшу, Германию, потому что имеет на 2009 год контракты.
Дальше нас ожидает большая политика. Если Киев не начнет в ближайшие дни переговоры с Евросоюзом о кардинальном пересмотре всей геополитической картины вокруг энергетической сферы, то это первой сделает Москва. Понятно, что пострадавшие от прекращения поставок газа страны Европы будут действовать. Украина должна делать это вместе с ними.
Евросоюз заинтересован в уменьшении энергозависимости от России?
— Он вынужден это делать. После газового кризиса 2006 года для этого практически ничего не было сделано — кроме разговоров, совещаний и конференций.
Уже во время нынешних событий Европа начала активно увеличивать поставку газа из Алжира и Норвегии. Активизируется использование газопровода "Набукко" из Каспийского региона через Турцию.
Досадно, что Евросоюз оказался в настоящее время очень расколотым. Одни страны поддерживали Россию, другие — Украину. Москва сумела это использовать в свою пользу.
Договоренности достигнуты, но в общественном сознании остались обвинения России в адрес Украины. Почему они не подтверждены и не опровергнуты?
— После ночных переговоров Путина и Тимошенко все подобные разговоры прекратились. Потому что это было частью информационной пропаганды со стороны Кремля. Теперь в Москве поняли, что это уже не влияет на европейского потребителя. Так же ничего не говорят о создании международного консорциума по закупке технического газа.
Можно ли считать московские договоренности поражением Украины в газовых переговорах?
— До ночных договоренностей было четкое впечатление, что Украина не проиграла. Теперь ситуация кардинально изменилась. Возникает впечатление, что Киев не знает, как действовать дальше. Так же, как и Москва. Потому что в России положение в экономике после прошлогоднего падения цен на энергоресурсы тоже достаточно серьезное.
После подписания газовых соглашений на Тимошенко начнется атака невероятной силы. И со стороны оппозиции, и со стороны президента. Потому что реакция людей на новую цену газа будет крайне негативной. Даже возможны социальные беспорядки, как это недавно было в Болгарии, Латвии и Литве.
Комментарии