Российская Федерация не будет начинать масштабное производство танков "Армата" и истребителей Су-57. Это касается и другого вооружения нового поколения. Москва отказалась от идеи создания собственных вертолетоносцев, заявил министр промышленности РФ Денис Мантуров. Хотя о проекте говорили в течение трех лет.
Объясняют это тем, что в оружии нового поколения нет надобности, пока удается производить модернизированную советскую технику. Так, Су-35 — это модификация Су-27, первый полет которого был в далеком 1983 году.
Одна из причин отказа от серийного производства новой техники — неспособность России наладить его. Дело в первую очередь в неподъемных ценах на новое вооружение. В прошлом десятилетии усилиями Владимира Путина все предприятия оборонно-промышленного комплекса России собрали в дюжину вертикально построенных госкорпораций. Они имеют огромную бюрократическую надстройку, а каждое относительно эффективное предприятие обречено кормить несколько полубанкротов.
При этом рынок как таковой отсутствует. Производители конкретных вооружений и военной техники превращаются в монополистов, чего не было даже в СССР. Естественно, цены высоки. В итоге Россия тратит больше триллиона рублей на год для закупки вооружения и не может получить новые изделия. Один танк "Армата" стоит более $2,5 млн, приближаясь к стоимости боевого самолета. А каждый Су-57 — свыше $100 млн. То есть на весь военный бюджет можно приобрести одну эскадрилью.
Объявленное "непревзойденным" вооружение, даже после 10–15 лет конструкторских работ и испытаний — чрезвычайно сырое. Эти "комплексы" или "системы" состоят из десятка компонентов. Неспособность даже одного из них отвечать необходимым характеристикам делает бессмысленными все другие.
Россия не способна наладить производственную кооперацию в принципе. В Союзе в ОПК входили только заводы конечной сборки. А компоненты изготовляли на гражданских предприятиях. С приходом рыночной экономики владельцам производств оборонный заказ стал невыгодным. По причине сравнительно небольших объемов, зависимости от военных чиновников и бессмысленных мер секретности. Сложные цепочки промышленной кооперации рассыпались.
В конечном итоге самые богатые военно-промышленные корпорации начали строить дополнительные мощности по производству комплектущих. А кто таких возможностей не имеет, изготовляет их полукустарным способом на заводах конечной сборки. Что не позволяет запускать большие серии и делает эти изделия "золотыми".
Если клоны советского истребителя или танка еще так-сяк собирать получается, то серийное производство нового оружия наладить не удается. Поэтому, очевидно, решили еще на стадии проектирования отказаться от намерения строить вертолетоносцы.
Комментарии