Среди всех возможных вариантов коалиции наиболее вероятным выглядит альянс БЮТ и Партии регионов. И не потому, что этот союз естественный и ожидаемый. А потому, что другие союзы в настоящее время просто невозможны.
"Наша Украина" всем съездом решила не создавать никакой коалиции. А другая, без участия НУ, возможная только на основе этих двух еще вчера, казалось, непримиримых противников.
Если в начале сентября коалиция между БЮТ и ПР выглядела как сенсация, то теперь, на фоне тяжелого экономического кризиса и паралича Верховной Рады и Нацбанка, такой союз уже значительно спокойнее воспринимается и в Украине, и за рубежом. От него будут ожидать четкого плана безотлагательных экономических мероприятий. А в первую очередь — ответственности за свои действия. В случае создания новой коалиции станет наконец понятно, какие же политические силы несут ответственность за события в государстве.
Хотя формат и идеологический пафос "демократической коалиции" и возможной коалиции БЮТ и ПР представляются совершенно разными, они имеют одинаковую внутреннюю угрозу — перераспределение должностей и властных полномочий между самими союзниками. А именно: постоянная борьба между лидерами партий за новые полномочия становилась миной замедленного действия всех коалиций после внедрения в Украине конституционной реформы. Именно это является основной причиной того, что переговоры между Виктором Януковичем и Юлией Тимошенко идут так тяжело.
Борьба между лидерами за новые полномочия становилась миной замедленного действия всех коалиций
Но наибольшей угрозой существования именно этой коалиции является не столько сами полномочия, сколько механизмы и гарантии соблюдения договоренностей. Никто не может полностью гарантировать, что все то, о чем сейчас откровенно и тайно договариваются два политических лидера, будет соблюдено.
Это сейчас эксперты могут предполагать, что согласно таким договоренностям Тимошенко останется премьером, а Янукович получит впоследствии должность президента, которого будут избирать в парламенте. И произойдет это якобы после новой конституционной реформы, которая перераспределит полномочия в пользу премьера, оставив президенту международную политику и, возможно, безопасность. Однако произойдет ли это — неизвестно. А если и произойдет, то не скоро — через год. И все это время Тимошенко уже будет премьером. А Янукович терпеливо будет ожидать своего времени, в надежде на честность своих партнеров по коалиции.
Конечно, он может улучшить свою жизнь уже сегодня, став председателем Верховной Рады. Но вряд ли для лидера ПР это самая желанная должность, которая прибавит ему существенные политические дивиденды. Янукович никогда не отличался умением дипломатически обращаться с оппонентами и, главное, искусно говорить. Недаром во время избирательных кампаний он был чуть ли не единственным политиком, которого политтехнологи не подталкивали, а удерживали от лишних речей перед телекамерами. И кто знает, чем может завершиться его спикерская карьера для политического рейтинга Партии регионов.
Но даже если гипотетические договоренности между Януковичем и Тимошенко состоятся, станет ли избранный парламентом Янукович настоящим президентом? Основные полномочия будет иметь премьер Тимошенко, а Янукович со своими ограниченными возможностями окажется "наполовину" премьером. Который, как и "целая" премьер, полностью будет зависеть от воли парламентариев, которые в любой момент смогут отправить его в отставку. И кто тогда будет гарантировать, что этих полномочий Януковичу будет достаточно и он станет не просто ритуальной фигурой, а настоящим гарантом?
Есть, однако, в развитых демократиях простой механизм, который всегда гарантирует партиям соблюдение всех их договоренностей. Это — публичность. Прозрачные договоренности обо всех без исключения условиях коалиции могли бы серьезно стимулировать политиков соблюдать собственное слово. Однако этот механизм почему-то не стал для украинских политиков популярным.
Комментарии