До начала парламентских каникул в июле фракция Партии регионов планирует подать новый закон о языках. Его положения обеспечат выполнение Европейской хартии региональных языков, говорит нардеп-"регионал" Вадим Колесниченко, 52 года:
- Проект закона сейчас согласовываем с фракциями коалиции, чтобы не обсуждать его в зале перед голосованием. Кардинальных отличий во взглядах нет. Больше всего дискуссий относительно технологии и времени внедрения. В сентябре-октябре у нас уже будет полноценный документ. У оппозиции нет причин протестовать: в законе красной нитью - украинский язык остается единственным государственным, раз 10 повторяется. Против чего им протестовать? Против того, что мы выполняем европейские обязательства и вводим Европейскую хартию региональных языков, которую в 2003-м ратифицировали? На всех дураков шапок не сошьешь. Совет Европы неоднократно подчеркивал, что у нас нарушают права человека.
При каком проценте говорящих их родной язык может стать официальным на определенной территории?
- Мы предлагаем барьер в 10 процентов. В странах Европы процент меньше, но мы пошли на его увеличение из-за украинских реалий. Хотя этот барьер не мешает людям защищать права родного языка, даже если их меньше 10 процентов.Мы предлагаем барьер в 10 процентов
Как определять количество говорящих?
- Есть три варианта. Первый - результаты переписи населения. Они объективны, потому что человек сам называет свой родной язык. Второй вариант - консультативные референдумы, третий - сбор подписных листов, в которых люди лично засвидетельствуют, какой язык считают родным.Что даст внедрение официального языка?
- Во всех областях, где живут языковые меньшинства в количестве не менее 10 процентов, все чиновники будут обязаны знать их языки. Скажем, венгерский на Закарпатье, румынский на Буковине и крымскотатарский в Крыму. Это европейская практика. Когда я был депутатом в Крыму, выучил около 300 крымскотатарских слов, чтобы общаться. Хочешь быть чиновником, делай то, чего требует закон.Механизма обеспечить реальное многоязычие не существует
- "Регионалы" отказались поднимать вопрос о статусе украинского языка, чтобы не поляризовать общество разговорами о втором государственном, - комментирует проект нового закона о языках 47-летний Владимир Кулик, старший научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований. - Их новый закон формально немного ограничит права русского, но предоставит ему все преимущества, которые он получил бы в статусе государственного. Причем в регионах, где большинство людей родным считают украинский. "Регионалы" делают это, чтобы расширить территорию для русскоязычных, на которых опираются политически.
Порог численности носителей языка мог бы быть и больше, чем 10 процентов. Но и это хорошо - можно будет официально употреблять не только русский, но и венгерский, румынский или крымскотатарский в определенных регионах. Правда, непонятно, как определять количество носителей языка. Партия регионов предлагает частично ориентироваться на перепись населения и ввести саморегистрацию. Но не будет ли при саморегистрации фальсификаций?
Есть еще один противоречивый момент: как вводить региональные языки? В демократических странах у них статус дополнения к государственному языку. Подозреваю, что за разговорами о двуязычии кроется желание "регионалов" ввести русское одноязычие. Потому что механизма обеспечить реальное многоязычие не существует. Если человек будет обращаться к чиновнику по-украински, тот будет отвечать так, как ему удобно. Это нарушение закона, но нет нормы, которая позволила бы подавать за это на чиновника в суд.
Вообще, с принятием нового закона украиноязычным останется меньше шансов защитить свои права. Собственно украинский язык подставили под очень серьезный удар. В устном общении ему грозит почти полное исчезновение. Деловой украинский из многих сфер вытеснят. В образовательной сфере его процент немного уменьшится, так как не будет стимула для функционирования.
Комментарии