В Тальном, Монастирище протестовали чернобыльцы. Требовали пересчета пенсий.
— Проблема в том, что социальная защита пострадавших от аварии на ЧАЭС базируется на законе от 28 февраля 1991 года, — рассказывает 56-летняя Ирина Кувиклина, начальник областного Управления социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. — Там предусмотрены такие льготы, что государство просто не в состоянии оплачивать. Правительство постановлениями разных лет назначило другие размеры пенсий, которые теперь получают чернобыльцы. И тут возникает правовой казус, ведь закон имеет высшую юридическую силу. Люди обращаются в суд, и он обязательно выносит решение в их пользу. А платить законное нечем.
Как отличаются размеры пенсий по закону и по постановлению Кабмина?
— Инвалид первой группы, по закону, должен получать пенсию в 10-кратном размере от минимальной по возрасту. Это 7230 гривен. Сейчас же таким людям насчитывают 1590 гривен 60 копеек. За вторую группу закон обещает восемь минимальных пенсий, за третью — шесть. Такая же ситуация по оздоровительным выплатам, стипендиям, льготам на проезд.
Кроме пенсий, какие льготы обеспечены?
— На лекарства в этом году из бюджета дали 4 миллиона 326 тысяч гривен, это по 33 гривни на человека. Дети на загрязненных территориях питаются бесплатно. Чернобыльцам раз в году компенсируют проезд по Украине в обе стороны. А вот городским транспортом — не всегда. Потому что деньги идут в местные бюджеты частями. Студентам вузов к стипендиям доплачивают 180 гривен, техникумов — 160, училищ — 130.
Относительно питания детей есть жалобы. В частности, в Тальном покупают продукты по завышенным ценам.
— Это не в нашей компетенции. Но интересовалась этим вопросом. Управление образования избирательно проверяло качество питания в трех районах — Тальновском, Манькивском и Катеринопильском. Проблема здесь в том, что тендеры выигрывают фирмы, фактически не имеющие отношения к питанию детей. Просто посредники. Они и накручивают цены.
За глаза чернобыльцы жалуются, что у многих людей есть льготы ликвидаторов, хотя они не знают, где тот Чернобыль.
— Я не проверяла законность предоставления льгот, статусов. Но достаточно интересный моменты. Знаю женщину — инвалида третьей группы по зрению. Она не ликвидатор. Но у нее диагноз — лучевая катаракта. Один профессор мне сказал, что такую болезнь можно получить, если прямо смотреть на радиационный взрыв.
Возможно, следует пересмотреть количество льгот, зон?
— Не один год в Верховной Раде болтают о принятии нового закона. Думаю, это единственный выход. Слышала, уже готов проект. Рассматривают возможность отмены четвертой зоны радиационного загрязнения. В Черкасской области 103 населенных пункта принадлежат к третьей-четвертой зонам. Больше всего поддались радиационному облучению Лисянский, Звенигородский, Катеринопильский, Тальновский и Каневский районы.
Что бы вы изменили в законе в первую очередь?
— Разделила бы ликвидаторов и пострадавших. У нас одинаковые льготы и для тех, кто был около самого реактора, и для тех, кто проживает в загрязненных зонах. Обеспечила бы за счет государства лечение тяжело больных ликвидаторов. Четыре года в бюджете не предусмотрены средства на жилье и лечение тяжелобольных, онкобольных ликвидаторов.
25 000
СТОЛЬКО черкащан участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной. В настоящий момент на учете в области находятся 10,5 тыс. ликвидаторов. Из них 2811 — инвалиды. В целом на Черкащине 130 тыс. пострадавших. В частности 25 тыс. детей.
В судах области есть 1553 иска чернобыльцев к государству. Совокупно люди требуют выплатить свыше 7,5 млн грн.
Комментарии