Что с пенсиями? Социальный разрыв в Украине становится социальной бездной

В Минсоцполитики теперь появилось новое руководство, поэтому можно тешить себя надеждами, что новые лица наконец-то наведут порядок в вопросах безумной диспропорции в начислении пенсий. Только представьте: максимальная пенсия судей составляет 390 тыс. грн, а минимальная пенсия обычного украинца - 2361 грн. Разница в 165 раз! Ничего не удивляет?

Новому руководству Минсоцполитики при реформировании пенсионной системы следует обратить внимание на диспропорции, нарушающие страховые принципы и принцип социальной справедливости.

Так, с 2022 года наблюдается резкий рост числа лиц (в 2,5 раза), которым начислена заработная плата в размере больше 160 000 грн (максимальная база начисления ЕСВ, 20 МЗП) и из части которой, согласно действующему законодательству, не уплачивается единый социальный взнос (из суммы превышений). Это создает дополнительную нагрузку на бюджет Пенсионного фонда, поскольку большинство получателей такого размера заработной платы относятся к категориям лиц, которым пенсия (пожизненное содержание) начисляется по другим подходам, чем пенсионное страхование.

Еще одна серьезная проблема состоит в том, что поразительные диспропорции (в сотни раз) в оплате труда между руководителями государственных предприятий (компаний), членами наблюдательных советов, работниками центральных органов исполнительной/судебной власти, с одной стороны, и работниками реального сектора экономики Украины - с другой, имеют отрицательный мультипликативный эффект, при котором неравенство в оплате труда еще более углубляет социальную несправедливость в украинском обществе.

...по состоянию на конец 2024 г. средний размер пожизненного денежного содержания судей в Украине достигал 99,74 тыс. грн в месяц, что в 17 раз превышало размер средней пенсии, и в 42 раза размер минимальной пенсии


В частности, по официально представленным Минсоцполитики данным, по состоянию на конец 2024 г. средний размер пожизненного денежного содержания судей в Украине достигал 99,74 тыс. грн в месяц, что в 17 раз превышало размер средней пенсии, и в 42 раза (!) размер минимальной пенсии для неработающих пенсионеров. Максимальная судейская пенсия 390 тысяч грн в 165 раз превышает минимальную пенсию в 2361 грн!

Цель реформ должна включать в себя решение таких главных проблем: создание предпосылок для устойчивого развития экономики и как следствие - развития пенсионного обеспечения на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования; усовершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Для усиления социальной защиты граждан необходимо соблюдать единые принципы реализации процесса реформирования пенсионной системы Украины, к которым можно отнести:

1. экономическую обоснованность;

2. социальную справедливость;

3. один закон для всех и равные правила и одна формула начисления пенсий для всех без исключения;

4. исключение существования привилегированных групп спецпенсионеров, получающих пенсии по отдельным законам, например, таких как бывшие прокуроры, полицейские, судьи;

5. понимание и поддержку пенсионной реформы широкими слоями населения;

6. добровольность и свободу выбора, повышение заинтересованности и ответственности граждан за свое благосостояние в старости;

7. защищенность от политических рисков;

8. финансовую состоятельность устойчивости пенсионной системы;

9. содействие экономическому развитию страны и национальным сбережениям.

Отметим, что реформирование пенсионной системы возможно только в условиях устойчивого развития экономики и роста доходов населения, потому что проблемы пенсионного обеспечения являются производными от проблем экономики. Для усиления действующей пенсионной системы целесообразно:

...ввести одинаковые правила начисления пенсий для всех без исключения, сделать невозможным существование привилегированных групп спецпенсионеров, получающих сверхвысокие пенсии

- ввести одинаковые правила начисления пенсий для всех без исключения, сделать невозможным существование привилегированных групп спецпенсионеров, получающих сверхвысокие пенсии по отдельным законам;

- устранить деструкции и диспропорции в системе оплаты труда, имеющие негативный мультипликативный эффект, при котором необоснованные неравенства в оплате труда со временем вызывают еще большие неравенства в пенсионном обеспечении, усугубляя социальную несправедливость в украинском обществе;

- снять ограничения по установлению максимальной базы начисления ЕСВ;

- минимизировать теневую занятость.

Главное: пенсионное обеспечение является важной составляющей системы социального страхования и социальной защиты населения, затрагивающей интересы практически каждого гражданина Украины, а это значит, что от того, насколько прозрачными будут схемы пенсионных отчислений, насколько понятен и справедлив будет порядок начисления пенсий, зависит общее настроение общества на проведение или отторжение реформ.

Успешное реформирование пенсионной системы возможно только в условиях устойчивого развития экономики и роста доходов населения. Будет экономический рост - станут возможны и настоящие пенсионные реформы, не будет экономического роста - продолжится упадок и деградация пенсионного обеспечения.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі