Китай заявил - он не допустит поражения России. Но есть несколько "но"
Собственно, Пекин уже три с половиной года ведет себя так, как он только и заявил: лишь бы Россия не проиграла. Однако Китай не учитывает изменения реалий - Россия уже не является гегемоном на постсоветском пространстве. А украинским властям следует не кланяться перед Пекином, а укреплять связи с Западом и давить на Поднебесную. Мы ведь уже пробовали задобрить агрессора и помним, что из этого вышло?
Заявление главы китайского МИД Ван И о том, что Китай не может допустить поражения России, потому что в таком случае Соединенные Штаты сосредоточятся на Пекине, стало настоящей сенсацией. Хотя на самом деле именно такую позицию Китай придерживается с первого дня российско-украинской войны.
Главное - не сама позиция, а то, почему ее решили обнародовать, хоть и сделали это неофициально. Сомнений в том, что мы имеем дело именно с сигналом, а не со случайной утечкой информации, нет: новость о заявлении Ван И появилась в South China Morning Post - гонконгском издании, которое Пекин традиционно использует для передачи косвенных месседжей.
В Китае заключили: Запад нуждается в их экономике больше, чем Китай нуждается в Западе. Теперь в Пекине считают, что могут диктовать условия
Си Цзиньпин уже осознал: хороших отношений с Дональдом Трампом не будет. В то же время, Трамп оказался неспособным реализовать экономическое давление на Пекин - это стало очевидно после фактического отказа от тарифных угроз. В Китае заключили: Запад нуждается в их экономике больше, чем Китай нуждается в Западе. Теперь в Пекине считают, что могут диктовать условия.
Но интересно не только это. Китай поддерживает Россию - но не с целью уничтожения Украины. Целью Путина является полная ликвидация украинской государственности и присоединение ее территорий к РФ. Китай такой цели не разделяет. Для Пекина важно сохранить Украину как государство - но находящееся в хороших отношениях с Россией. Без этого не будет китайских инвестиций, не будет возможностей для контроля над местными властями и элитой.
Китай не интересует ни русский язык, ни русская церковь. Его интересует управляемость украинского руководства и его ориентация на Пекин как гаранта сохранения власти и финансовых потоков - так, как это работает с Лукашенко. Путин хочет завершить войну только после присоединения новых территорий. Китай готов к завершению войны хотя бы тогда, когда Киев и Москва достигнут соглашения о сосуществовании. И именно это свидетельствует о разных интересах Пекина и Кремля.
Однако китайское руководство должно осознать: постсоветское пространство меняется. Стран, готовых сохранять особые отношения с Москвой, становится все меньше - но многие из них стремятся к хорошим отношениям с Китаем. И Пекин будет вынужден пересмотреть свою политику и прекратить относиться к бывшим советским республикам как к государствам с ограниченным суверенитетом.
Украине следует понять: с Китаем нужно говорить так же, как с Россией. Там понимают только язык силы. Любые попытки компромисса воспринимаются исключительно как проявление слабости
Украине следует понять: с Китаем нужно говорить так же, как с Россией. Там понимают только язык силы. Любые попытки компромисса воспринимаются исключительно как проявление слабости. Невозможно договориться с государством, считающим крах твоей независимости условием собственного экономического процветания.
Именно поэтому Украина должна вместе с Западом давить на Пекин, чтобы снизить уровень его экономического сотрудничества с Москвой. И в то же время углублять связи с Тайванем. В случае войны в Тайванском проливе Украине следует быть на стороне сопротивляющихся агрессору. Позиция союзника, даже неформального, может изменить китайские расчеты по поддержке Путина.
Но если мы просто будем надеяться убедить китайское руководство в нашей доброжелательности и заработать на китайских деньгах - терпим поражение.
Комментарии