Новый учебник по истории: ложь, коррупция, культ личности, не ко времени?
О скандале вокруг нового учебника по истории Украины для 11 класса писалось много. Обсудили коррупционную составляющую: здесь и 400 грн. наценки, при том, что государство уже оплатило печать. И то, что подростков могут изрядно триггерить события, участниками и жертвами которых они могли быть. И откровенная комплиментарность в освещении действий действующей власти. Остается только один вопрос: насколько объективным может считаться учебник, в котором изображаются события, происходящие в реальном времени?
Относительно "учебника истории" Галимова.
Опустим коррупционную составляющую, 400 грн навара с одной книги и привычный скорбный вопль в пустыне педагогов относительно устоявшихся схем утверждения учебников, соглашений с издательствами и государством и авторских прав. Опустим вопрос кондового агитпропа образцов периода уже полудохлого КПСС со всеми скучными и неперевариваемыми в принципе штампами в подходах, в описаниях, в отборе тем, в иллюстрировании. Как прокомментировал сам автор, "сделайте лучше, раз такие умные!"
...элементарно рано вносить в учебники все еще продолжающуюся войну. Которая неизвестно еще чем кончится (хотя в учебнике не сформулировано даже то, с чего началась)
Я как историк задену просто технический момент - как самый нейтральный и самый (якобы) очевидный из всех. Слишком рано. Вот элементарно рано вносить в учебники все еще продолжающуюся войну. Которая неизвестно еще чем кончится (хотя в учебнике не сформулировано даже то, с чего началась). Слишком рано для обобщенных оценок, для выводов, даже для общей периодизации.
Такое имеет смысл закреплять на страницах учебников лет через 10. Причем после завершения. Тогда картина уже видна полностью. Тогда возможны исторические выводы - объективные, а не тенденциозные или политически мотивированные. Это алфавит исторической науки.
Ну и нельзя не упомянуть о наших детях и юношестве. Которые не идиоты. Которые (даже не читающие) смотрят и слушают хотя бы на ТикТок ежедневно какие-то фрагменты реальной картины. Поскольку сейчас не 1970-80-е, информация не ограничена двумя телеканалами, газетой "Правда" и доступными для единиц энтузиастов "голосами". Но в начальном историческом образовании мы вернулись на 40-50 лет назад: когда в школе детям загружали приторную пропаганду КПСС и "официальную версию", которая не имела ничего общего с реальностью. Вот, собственно, те штампы, которые старшее поколение до сих пор цитирует и ими шутит. А какие-то реальные данные школьники фрагментарно получали на улице и в семьях.
Дети не терпят лицемерия. Государство, которое им лжет в глаза, - не их государство. Это одна из многих причин, по которым развалился СССР...
Дети не терпят лицемерия. Государство, которое им лжет в глаза, - не их государство. Это одна из многих причин, по которым развалился СССР: отчуждение граждан от такого государства, которое постоянно лжет. Поэтому такими учебниками сгнившая еще в утробе НУШ воспитывает молодежь-граждан мира. Равнодушных к государству Украина и его проблемам.
Комментарии