Справедливая мобилизация? Всегда будут недовольные, даже лотереей

Мобилизация как лотерея - кажется достаточно прозрачным способом пополнения войска. Однако опыт США свидетельствует - не все так непредсказуемо, как хотелось бы. Так какая же альтернатива?

Небольшая историческая справка относительно справедливой мобилизации: даже развитые демократии и богатые государства сталкиваются с ощутимыми проблемами, когда нуждаются в сколько-нибудь массовой мобилизации.

Всего полвека назад против несправедливого, чрезмерного призыва бунтовали мужчины призывного возраста и родители юношей в США - они протестовали против мобилизации на Вьетнамскую войну. Президент Никсон попытался найти справедливый вариант - возродить практику времен 2СВ, призывную лотерею. Но и это не сняло напряжение полностью. В американской печати проблемам, с которыми когда-то столкнулась американская администрация из-за попытки сделать призыв случайным, а потому справедливым, недавно посвятили большой материал.

...прежде всего повестки получали выходцы из неблагополучных семей и низших слоев, ...а также те, кому не хватало денег или влияния, чтобы "договориться"

"Помимо самой войны, объектом для критики власти выступала непрозрачная система мобилизации: полномочия получали региональные комиссии, составленные из членов местного сообщества. Добиться беспристрастного "драфта" в таких условиях становилось практически невозможно - прежде всего повестки получали выходцы из неблагополучных семей и низших слоев, а также те, кому не хватало денег или влияния, чтобы "договориться". Представителей элиты мобилизация, напротив, почти не касалась".

Конечно, это приводило к недовольству избирателей президентом. Никсон рассчитывал возвращением в практику лотереи улучшить свой рейтинг. Стать этаким "ревнителем справедливости для простых американцев". Выступая перед Конгрессом в мае 1969 года, он предложил внести в закон о мобилизации два изменения.

1. Призывать не гражданских, уже достигших верхней планки призывного возраста, а тех, кому только исполнилось 19.

2. Определять порядок призыва с помощью армейской лотереи, которая в стране не производилась с 1942-го. Законодатели одобрили оба предложения.

Никсон подписал обновленную версию закона о мобилизации 26 ноября 1969-го - за несколько дней до начала армейской лотереи в декабре. Дню рождения каждого годного на службу юноши 19 (в первый год - 19-26) лет лотереей присваивался определенный номер - от 1 до 365 или 366. Тех, кому выпадали маленькие номера, мобилизовали в первую очередь. Если до конца года чья-то дата рождения не выпадала, военная обязанность снималась: дальше юноши могли вести нормальную жизнь и не бояться, что их потянут воевать.

...началась трансляция лотереи из штаб-квартиры Системы военного учета в Вашингтоне. Военные и политические функционеры в прямом эфире решали судьбы 1893651 мужчин в возрасте от 19 до 26 лет

1 декабря 1969 запланированный по программе сериал "Мейберри" на канале CBS отменили. Вместо него началась трансляция лотереи из штаб-квартиры Системы военного учета в Вашингтоне. Военные и политические функционеры в прямом эфире решали судьбы 1893651 мужчин в возрасте от 19 до 26 лет (тех, кому не нужна отсрочка и кто родился с 1944-го по 1950-й. В следующем году в лотерее участвовали только призывники , затем - в 1952 и далее списком).

366 лотерейных капсул высыпали в прозрачную тару, установленную на обычный библиотечный стул. Внутри каждой капсулы была бумажка с датой. Те, чьи дни рождения выпали первыми, подлежали призыву раньше других. Несчастливой датой под №1 оказалось 14 сентября. №2 стало 24 апреля, №3 - 30 декабря. Процедура продолжалась, пока очередь призыва не была определена для каждого дня в году.

Что интересно, куча протестов и даже судебных тяжб потом случилась, потому что капсулы "не перемешали" ни механизмом, ни рукой. Якобы их вбрасывали в порядке от первых до последних дней года, поэтому вытягивались капсулы сверху из осенних и зимних дат. Кто-то даже математическую модель разработал в доказательство того, что юноши с днями рождения в январе-марте имели минимум шансов получить начальные номера в лотерее (т.е. быть призванными в первых рядах).

Будущий президент Билл Клинтон избежал призыва благодаря №311 (как и будущий вице-президент Дэн Куэйл из №210). Внук Дуайта Эйзенхауэра и муж дочери Никсона Дэвид Эйзенхауэр оказался под №10, но отслужил три года на военном судне в Средиземном море и во Вьетнам не попал.

У тех, чьим датам рождения присвоили маленькие номера, оставалось несколько вариантов, как действовать дальше: дождаться призыва на военную службу с вероятностью отправки в зону боевых действий, пойти добровольцем в национальную гвардию или специализированное подразделение (и скорее всего, избежать отправки во Вьетнам), постараться получить официальную отсрочку. Или просто уклониться от службы из-за побега за границу (или спрятаться где-нибудь в США).

В итоге система якобы справедливого, потому что совершенно случайного отбора мобилизованных - все равно провалилась и за три года Белому дому пришлось перейти на контрактный способ пополнения войск...

В итоге система якобы справедливого, потому что совершенно случайного, отбора мобилизованных - все равно провалилась и за три года Белому дому пришлось перейти на контрактный способ пополнения войск: ведь юноши и родители и за лотереи все равно протестовали. Ибо воспринимали мобилизацию как однозначный смертный приговор.

И не стоит забывать: в США 1970-х избиратели протестовали, потому что их мобилизовали на войну "где-то на другом континенте неизвестно за что". Непонимание целей стало одной из самых серьезных причин недовольства и протестов. Пожалуй, даже больше, чем несправедливость отбора.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі