В трехэтажной столичной коммуналке на ул. Гоголевской, 32 живут 12 семей. Напротив дома припаркованы голубой и салатовый "запорожцы". Из коридора тянет сыростью и нечистотами.
— Под домом целое озеро фекалий, — говорит 50-летняя Надежда Корниева. В двухкомнатной квартире N4 она живет с мужем и сыном. Мужу дали эту квартиру 27 лет тому назад. — Те отходы годами никто не выкачивает. От них по всему дому вонь стоит.
На первом этаже двери в квартиры забиты досками.
— Первый этаж отселили еще в 1991-ом. Им дали временные квартиры на Жилянской. Это "временно" затянулось на 18 лет. Несколько лет тому назад здесь по пьяне человека убили. Всех жителей в качестве понятых позвали. В милиции дело так и не закрыли.
Приглашает в комнату. На столе возле компьютера разложены заявления в Шевченковский райсовет, Киевраду и мэру Леониду Черновецкому.
— До конца ноября нас хотят отселить на Туполева, 20д. Там старая хрущевка. Бывших жителей отселили на полгода в другой дом, обещали ремонт сделать. Никто на Туполева идти не хочет, мы единственные согласились переехать. Из-за этого соседи смотрят косо. Я работаю в больнице. Получаю тысячу гривен, все идет на продукты. На новую квартиру за всю жизнь не отложу.
Ведет на кухню. Трещины в стенах и потолке замазаны шпаклевкой и забелены известкой. На плите — синяя кастрюля и две сковородки. В раковине несколько грязных тарелок. Напротив газовой плиты стоит холодильник.
— Никому не пожелаю жить в коммуналке. По соседству живет пенсионер. Из холодильника исчезают продукты. Он к нам с претензией, что его лук съели. А у него и лука не было. Год тому назад на первом этаже снимали сериал. Актеры под лестничной площадкой сделали туалет. Они не думали, что в таком доме еще могут люди жить.
Поднимаемся по оббитой лестнице на третий этаж. На дверях квартиры N5 три старых звонка. Надежда Николаевна нажимает на все. Двери открывает Андрей Стрилец, 47 лет. Он в спортивных штанах и резиновых тапочках. Проводит в гостиную. Все вещи сложены в целлофановые пакеты. Документы хранит в чемоданах на шкафу. Под потолком повесил полутораметрового надувного дельфина.
— В прошлом месяце коммунальщики обшили потолок клеенкой, чтобы во время дождей вода не капала на голову, — выключает пультом телевизор. — Эту квартиру жене оставила моя теща. Она добивалась, чтобы здесь все поремонтировали, но так и не дождалась.
На столе остывают драники. Дети хозяина — 15-летняя Марина и Алексей, 14 лет, — сидят на диване. Смотрят новости.
— В коммуналке много крыс, — Марина гладит белую персидскую кошку Джесси. — Соседи ловят их мышеловками. Джесси единственная кошка в доме. Она со всеми крысами не справляется. Нескольким соседям крысы со второго этажа падали на голову.
У Светланы Балашовой, 65 лет, пол застелен линолеумом. Прогибается под ногами.
— В 2006-ом на меня упал потолок и сломал ключицу, — показывает на осыпавшуюся штукатурку и арматурную кладку на потолке. — Несколько месяцев ходила в гипсе. Потом подала в суд на ЖЭК. Но начальник не явился ни на одно заседание. В дом приезжал председатель райадминистрации Пилипишин. Сказал, что здание на 90 процентов подлежит сносу. Посоветовал платить только 18 гривен за вывоз мусора. Уже два года не платим квартплату. У нас долг 9 тысяч. Одна соседка добивалась, чтобы ее переселили, и умерла от инсульта.
В туалете между унитазом и полом видна 10-сантиметровую щель.
— Сосед пошел в туалет и по колено провалился на второй этаж. Стираем и моемся в мисках, потому что в душ страшно заходить. На балкон не выходим, чтобы не упасть на голову людям. Когда тепло, в доме летают большие комары. Их не берет ни "Раптор", ни другая химия. А на втором этаже еще с лета ночует бомж. Мы его выгоняем. Неделю где-то слоняется, а потом опять приходит ночевать.
На водосточном желобе дома объявления "Куплю квартиру в вашем доме", "Делаем ремонты недорого".
— Хотели продать квартиру, чтобы купить лучшую. Давали хорошие деньги, потому что квартира в центре. Но нам не позволяют продавать.
Комментарии