В центре поселка Рудно близ Львова с обеих сторон трассы стоит мемориальная плита с выгравированным портретом парня, датами его рождения и смерти. Два года назад на этом месте погиб 24-летний Юрий Романюк — его сбил нетрезвый водитель. Памятный знак парню установили родители.
— Я часто здесь бываю, — говорит отец Юрия Адам. — Всегда есть цветы, свечечку ставим.
Адам знает о решении Укравтодора и Департамента ГАИ демонтировать ритуальные знаки с дорожных обочин.
— Лично я против этого, — добавляет Адам. — Пускай бы всем горе-водителям это было напоминанием, что они творят на дорогах.
Работники Службы автомобильных дорог Львовщины подсчитали: в регионе 379 памятных знаков. Процедура по их демонтажу не такая простая, как кажется, говорят они. Для этого нужно предписание прокуратуры или ГАИ.
— Идет речь о ритуальных памятниках на местах дорожно-транспортных происшествий с летальными последствиями, — объясняет "ГПУ" заместитель директора Службы автомобильных дорог Львовской области Богдан Левик, 53 года. — Но взять и за день демонтировать все ритуальные объекты нельзя. В настоящий момент работаем, чтобы люди не устанавливали новые знаки и сами демонтировали существующие.
— Не на всех крестах или памятниках указан человек, в память о котором его установили, — говорит старший инспектор отдела организации дорожного движения управления госавтоинспекции во Львовской области Юрий Клонцак. — Поэтому тяжело будет разыскать владельцев всех этих объектов.
Диакон архикафедрального собора Святого Юра Павел Дроздяк объясняет: памятные знаки, хотя и выполняют несколько миссий, но установлены они самовольно, без благословения.
— С одной стороны они свидетельствуют о боли и стремлении помянуть близкого человека, — говорит Павел Дроздяк. — С другой, крест грязный и заброшенный при дороге свидетельствует о разорении христианских ценностей. Хорошо было бы перенести эти знаки в какое-то одно место, не будут выбрасывать же их.
— Правильное решение. Не может быть дорога сплошным кладбищем, — говорит 27-летний львовянин Александр Богало. — Искренне сочувствую родственникам погибших. Но для того, чтобы помянуть, есть кладбище.
— Крестов и памятников много по всей Украине, — рассказывает 31-летний дальнобойщик Павел Остап. — Но столько, как на Закарпатье, еще нигде не видел. Там на местах аварий строят часовни. А где-то года два-три назад, когда Ющенко должен был приехать на Закарпатье, часть крестов демонтировали. Говорили, чтобы президенту не бросалась в глаза высокая аварийность в регионе.
46-летний биоэнергетик Михаил Пашинский со Львова добавляет: кресты на дорогах нагоняют страх.
— Энергию смерти, которая должна была бы быть на кладбище, мы выносим на дорогу, — объясняет мужчина. — Лучше отправить на этом месте молебен, но не оставлять знаки.
— Я езжу на мотоцикле. Бывает, выскочишь на трассу и хочется поддать газу до упора, пронестись с ветерком. А венок или могила с обеих сторон дороги сдерживают. Вчера вылетел на трассу в сторону Великих Сорочинец — и на газ. А на повороте за Беликами глянул на венок с обеих сторон — и по тормозах. Думаю: "Куда же я лечу?", — рассказывает "ГПУ" 22-летний Юрий из Миргорода.
Укравтодор подсчитает количество ритуальных знаков на дорогах Украины. В Житомирской области их 301, на Полтавщине — 215. В Крыму и в Кировоградской области — 155 и 135 соответственно. На Херсонщине — 98.
Комментарии