– По образованию я педагог и инженер-химик. А шаурмой торговать жизнь заставила. В Украине у меня статус беженца, - на ломаном русском говорит Мохаммед. Ему лет 35. Продает шаурму в киоске "Султан" возле станции метро Шулявская в Киеве.
13 августа с представителями городской службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей 41-летним Романом Кисленко и Николаем Кобылянским, 29 лет, идем инспектировать киоски, которые торгуют шаурмой.
Массово проверять документы на таких точках начали с конца июля. Тогда в Киеве отравились 93 человека. Покупали шаурму близ станций метро. Те палатки демонтировали коммунальщики. Оказалось, принадлежали одному владельцу. Мясо поставляла фирма из Житомирской области.
Киоск "Султан" потрепан, с тяжелыми деревянными дверями. Внутри душно, попахивает жирным мясом. У стеклянной витрины сложены горки нашинкованных овощей. Умывальник отделен шторкой. Инспекторы проверяют, есть ли вода и холодильник. Возле них напарница Мохаммеда. Зовут Людмилой.
– Так на прошлой неделе нас уже проверяли. Два или три раза, - говорит. - И телевидение было.
– Год работаю и никто на мою шаурму не жаловался, - на улице Мохаммед зажигает папиросу. В руке дешевый смартфон. - Мы если видим, что мясо не внушает доверия - бракуем. Потому что у нас и дети едят, и беременные.
На Шулявке многие киоски снесли. Наверное, и нашего скоро не будет. Переедем в другое место.
– Вы из Сирии? - спрашиваю напоследок.
– Из тех краев, - отвечает мужчина.
Инспекторы проверяют документы минут 15.
– С водой у них проблемы. Не проведена, сами набирают, - говорит Роман Кисленко. - Их проверяли несколько раз, так что документы они подготовили. Даже фото новые продавцы в медицинские книги сделали. Только не вклеили.
Два соседних киоска принадлежат одной сети. Продавец звонит владельцу.
– Имеем информацию, что в одном из МАФов тоже торгует иностранец. Если не даст документы - вызовем полицию. Но, может, он бедный и сам здесь в рабстве. Паспорт отобрали, - смеется Кисленко.
Приезжает доверенное лицо владельца киосков. Представляется Станиславом Юрьевичем. Показывает документы на торговлю. Среди тех, которые проверяют, - регистрация мощностей производства, медицинские книги, специальная информационная карта с голограммой, трудовой договор с продавцами.
Документы в порядке. Из нарушений инспекторы фиксируют лишь отсутствие "уголка потребителя".
– Вот такая у нас скучная работа, - говорят проверяющие.
Спрашиваю, предлагал ли кто-то деньги, чтобы избежать проверки. Оба отрицательно качают головами.
Проверки киосков будут длиться к середине сентября. Отравление шаурмой было в Киеве самым масштабным за последние 10 лет.
– Раньше проводился ежеквартальный контроль за МАФами. Теперь имеем право проверять средний и малый бизнес раз в два года, по новому закону(принят Верховной рада три года тому назад. Мораторий должен был действовать до конца 2017-го, но был продлен и на 2018-й. - ГПУ), - говорит глава городского Госпродпотребслужбы Олег Рубан, 45 лет. - Новых случаев отравления мясом не фиксируем. Поставщик курятины прекратил работу. Всех пострадавших выписали из больниц.
Город не контролирует качество продуктов в киосках
Город дает разрешение на установление киосков, но не контролирует, что там продают. Об этом рассказывает советник киевского мэра 32-летний Дмитрий Билоцерковец.:
Ответственность несет Госпродпотребслужба. Она — единственный регулятор. Однако у нее действительно есть проблема из-за моратория на проверки. С одной стороны, он прекращает коррупцию среди инспекторов, а с другой — есть предприятия, которые этим пользуются. Проверки нужно возобновлять в полном объеме. Следует выдвигать требования к поставщикам. Киев таких полномочий не имеет.
Комментарии