— Дети, кто из вас когда-либо был в магазине? — спрашивает воспитанников в актовом зале директор Александрийской школы-интерната неподалеку от Ровно Наталия Тарасевич, 51 год. Руку поднимает худенький мальчик в сером свитере. — Значит сегодня вы впервые поедете на шоппинг и выберете себе одежду и обувь.
Во вторник, 18 декабря, в полдень в интернате полсотни детей мастерят новогодние игрушки. Старшеклассники лепят из глины ангелов и свистки, младшие расписывают краской и блестками обрезанные пластиковые бутылки. Игрушки обещают выкупить благотворители по 1 тыс. грн за штуку. За эти деньги купят зимнюю одежду и обувь 58 сиротам и детям, которых забрали в Александрию из бедных семей.
Акцию придумал губернатор Василий Берташ, 51 год. На одежду детям скинулись чиновники и силовики — милиционеры, спасатели, налоговики.
В интернате с теплыми вещами проблема. Чтобы купить воспитанникам одежду и обувь, администрация должна уложиться в нормы — по цене и количеству купленного.
— Купить курточку можно лишь раз в три года, а пару теплой обуви — раз на две зимы, — рассказывает Наталия Ростиславовна. — На 12 месяцев ученику выдается три пары трусов и раз в квартал — 200-милилитровая бутылка шампуня.
Детей разбивают на три группы. Часть по обновки к Ровно отправляется во вторник, остальные — в четверг и пятницу.
На дворе -13°С, ветер. Большинство детей одевают изношенные дутые куртки, некоторые из них демисезонные. 24 ученика около 13.00 высыпают из двух микроавтобусов на площадь Просвещения в Ровно, где расположена облгосадминистрация. Игрушки несут в больших коробках.
Первым украшение на 12-метровую елку вешает губернатор. Внизу двое мужчин держат стремянку. Детвора подает другие самоделки.
— Я вырос в многодетной семье на Полесье и подарками тоже не был балован, — говорит Василий Михайлович. — Родители на Николая дарили орешки "от белочки" и яблоки "от зайки".
Игрушки развешивают за несколько минут. Воспитатели опять рассаживают детей в автобусы, чтобы везти по магазинам.
— А что, нам деньги на руки не дают? Я бы себе за штуку купил мобильник, а кофты не нужны, — пищит русый парень на заднем сидении.
Остальные смеются, но начинают считать и себе — на что хватит.
— Мне нужно купить обувь на зиму, джинсы и свитер какой-то, потому что мерзну. В моем боте слева дыра, в ноги холодно. Хотел бы еще курточку новую, но уже денег не хватит, — рассуждает 12-летний Юрий Огородничук.
В магазины в центре города учеников заводят группками по четверо-пятеро, чтобы было легче уследить. 11-летние близняшки Татьяна и Наталья Торинец присматриваются к ярким болоньевым курткам, пока их брат 7-летний Богдан с товарищем восторженно тычут в игрушечные автомобили.
— Вот бы мне такую машину — хотя бы саму дешевую, за 67 гривен, — Юра Огородничук тянет за рукав социального педагога Ольгу Мирончук, 26 лет. — Мне нравится та красная с радиоуправлением за 300 гривен, но это дорого.
Ребят разочаровывают: заработанные акцией деньги должны потратить на одежду и обувь. Дети расходятся по примерочным. Владелица магазина "Киндершоп" Ирина Скебало помогает подобрать одежду. Соглашается продать вещи по себестоимости.
— Я присмотрела светлую курточку за 735 гривен. Если отдадут за 450, то хватит еще на сапожки, — вертится перед зеркалом Татьяна Торинец.
В магазине обуви, что в торговом центре "Злата Плаза", ребята наперегонки бросаются к полкам из кроссовками. Просят консультантку достать коробки, до которых не дотягиваются. Раскрывают картонки одну за одной и здесь же примеряют обувь, сидя на полу.
— Сядь на диванчик, здесь же холодно. По полу люди ходят, штаны загрязнишь, — говорит продавец.
— Да ну, я привык, — отмахивается Юра Огородничук. — А у вас есть такие же кроссы 37-го размера? Вот такие, что подошвы мигают, когда стучишь о землю?
— Слушай, они 300 гривен стоят. Тебе на курточку не хватит, — хватает его за рукав другой парень. — Вон подешевле, по 150.
Бегут к кассе попросить калькулятор — считают, сколько у них осталось денег.
— Народ, погодите. Мы же приехали выбрать зимнюю обувь. Кроссовки не согреют в мороз, — говорит Ольга Мирончук.
— Ольга Владимировна, я о таких всю жизнь мечтал, — уговаривает Юра. — У меня остаток есть, я все посчитал — теплые ботинки беру дешевые, за 170, а на сдачу — кроссовки.
Коробки с обувью воспитатели складывают на кассе. Фамилии детей надписывают на них карандашом.
Комментарии