28-летняя киевлянка Елена Дудко на неделю ездила в Японию. В этой поездке ей помогла международная организация "Сила дружбы", которая устраивает путешествия в разные страны мира. Елена оплатила только перелет — больше тысячи долларов. Остальные расходы по договоренности брала на себя семья, которая принимала гостью.
— На границе нашу делегацию не хотели пропускать. Они никогда не слышали об Украине. Да и когда узнали, тоже не пускали! Потому что отроду не видели украинского паспорта, — рассказывает Елена.
После такого начала девушка ужасно переживала, как японская семья узнает ее среди других пассажиров самолета. И была приятно удивлена: в аэропорту стояли мужчина и женщина с небольшим плакатом, на котором была наклеена Ленина фотография.
Пани Дудко из Киева летела в Москву, оттуда в Сеул, дальше — в городок Мацуямо. Она должна была гостить в семье двух фармацевтов — 46-летней пани Хотори и 52-летнего Хаджиме Танака. У них двухэтажный домик, две машины, кот и средние для их страны доходы. На первом этаже домика — гостиная с плоским телевизором на полстены, спальня, ванная. На втором — две комнаты для гостей. Лене выделили одну из них. На соломенный коврик положили матрас, невысокие подушки и пуховые одеяла в тонких и приятных на ощупь пододеяльниках на молниях.
— У них такая техника! — девушка не скрывает восхищения. — Я приехала с современным по нашим меркам цифровым фотоаппаратом. Но с их не сравнить: небольшой, тоненький прямоугольничек — вот и весь фотик. Наши из группы покупали в Японии видеокамеры — потому что там они вдвое дешевле, чем в Киеве.
Супруги Танака — члены клуба "Сила дружбы" и в прошлом году принимали россиян. Хотя организаторы Лене по секрету говорили, что после них к украинским гостям японцы относились настороженно. Говорили, что если эти будут такими же "беспокойными", от гостей из стран СНГ придется отказаться.
— Но они очень деликатны, чтобы рассказывать что-то, — пожимает плечами Елена. — Хотя под их синтезатор мы несколько раз пели "Катюша" и "Калинку-малинку".
Зачем убирать? У нас и так чисто
Больше всего, пожалуй, Елену поразила чистота города.
— Я спросила у Хотори, когда они убирают улицы. А она удивленно ответила: "Зачем убирать? У нас и так чисто". А общий язык мы находили, — опережает вопрос об общении. — Уровень английского у нас был одинаковый, — смеется. — А остальное — языком жестов. Однажды хотела узнать, как она мясо готовила — на сковороде или в духовке. Как спросить — не знаю. Веду ее в кухню, тыкаю пальцами. Разобрались.
Елена рассказывает, что госпожа Хотори продукты покупала почти ежедневно в супермаркете. Для своей гостьи много готовила: супы из морепродуктов, рис, живые йогурты, пирожные из рисовой муки на дубовых листках, варила апельсиновое варение.
— Эта поездка была сплошным открытием для меня, — делится девушка. — Ну, например туалеты. Можно подумать, что здесь нового? А там — маленькие кнопочки, которые регулируют подогрев сидения, температуру воды. Одна кнопочка — "помыть мальчика", другая — "помыть девочку", следующая — "обсушиться". А перед входом нужно сменить тапочки. Такой ритуал совершают и перед общественным туалетом.
Елене показалось, что японцы полностью доверяют друг другу. Многие люди ездят на велосипедах. На стоянках оставляют свои роверы без замков. Никто и не подумает их украсть. Есть еще магазины без продавцов. Стоят на улице прилавки с товаром, рядом висят пакеты. Выбираешь, кладешь деньги в специальный желоб, пакуешь и идешь.
— Запомнился еще один случай. Вот была настоящая японская традиция! Хозяева приготовили ванну с маслами и травами. Перед тем я хорошенько вымылась в душе. Пригласили принять ванну, но воду попросили не сливать. Оказывается, после гостей ее принимают сами хозяева. Но с мытьем — это отдельная история, — Елена щурится от смеха. — В душе зеркало повешено очень низко, видно только нижнюю половину туловища. Я никак не могла понять, почему так. Потом поняла: в Японии принято мыться сидя на маленькой скамейке.
Комментарии