1 октября 1988 года на Олимпийских играх в Сеуле состоялся финальный матч по футболу. Сборная СССР обыграла в дополнительное время Бразилию и во второй раз в истории стала олимпийским чемпионом. Тренировал команду Анатолий Бышовец, 62 года.
Что было самым тяжелым в подготовке к Олимпиаде? — спрашиваю у специалиста.
— Избежать противоречий с главным тренером национальной сборной СССР (Валерием Лобановским. — "ГПУ"). Я хотел независимости от него. С Лобановским у меня были сложные отношения. Готовились к официальному поединку и запланировали товарищеский поединок против Чехословакии. Перед ним Лобановский и начальник национальной сборной Никита Симонян официально попросили забрать у нас пять или шесть игроков. В частности лидеров — Михайличенко, Тищенко, Добровольского. Я согласился, но с условием: ребята в товарищеском матче за команду Лобановского играют хотя бы 45 минут, чтобы не потерять игровую практику. На поле они не вышли...
Говорят, Олимпиаду сборная СССР выиграла благодаря двум футболистам — Михайличенко и Добровольскому. Вы согласны?
— Не сказал бы. По своей сути — это командные игроки, которые при импровизации и совместимости на тонком игровом уровне дополняли друг друга и команду одновременно. Там еще был Володя Татарчук — своеобразный игрок с прекрасной стартовой скоростью и нестандартным мышлением. Он напоминает мне игрока "Зенита" Аршавина.
Какое задание стояло перед футбольной сборной на Играх?
— В нас никто не верил. Задание простое — бороться. За что — никто не конкретизировал. Единственный, кто поразил, был олимпийский чемпион-1956 Игорь Нетто. Перед заключительным матчем отборочного турнира против Швейцарии, который для нас ничего не решал, мы в Бресте проиграли товарищеский поединок местной команде. Нетто был на том матче и сказал мне после него: "Ты знаешь, а вы выиграете Олимпиаду".
Насколько тяжело было в Сеуле выйти из группы?
— Главным соперником была Аргентина. Хотя в матче-открытии мы сыграли 0:0 с Южной Кореей, результат меня не удивил. Знал, что с хозяевами придется сложно. А с Аргентиной мы сыграли правильно, тактически учтя их стилевые особенности. Действовали через короткий и средний пас, навязывали жесткую борьбу. Даже слишком: Горлукович перестарался и "привез" пенальти. Соперник его реализовал, но мы еще до того успели дважды забить.
В полуфинале ожидала Италия. До 78-й минуты соперник побеждал — 1:0. Как удалось переломить ход встречи?
— Ни я, ни футболисты не выключались из игры ни в одном из эпизодов. И таки додавили соперника. В финале нам противостояла Бразилия, хотя против Германии было бы играть легче. Соперник выиграл первый тайм благодаря голу Ромарио.
Что вы сказали в перерыве?
— Не помню. Точно знаю, что не бывает штампов тренерского поведения.
Счет уравнял Добровольский с пенальти. Почему назначили штатным пенальтистом команды Игоря?
— Это мог делать и он, и Михайличенко. Но Добровольский был психологически стойкий. И без проблем переиграл бразильского голкипера Таффарела — специалиста по парированию 11-метровых. После этого мы сыграли в правильный футбол — строго и сбалансировано. С бразильцами же в технике конкурировать не будешь. После матча бразильский тренер плакал.
Как вас встретили дома?
— Все радовались. Кроме некоторых тренеров. Они тяжело пережили успех. Лобановский говорил, что мы победили парикмахеров.
С бывшими подопечными встречаетесь?
— Эпизодически. У каждого - своя работа. Далеко не все живут в Москве. Хотя на 20-летие победы планируем собраться вместе.
Комментарии