
Завтраки "шведский стол" по всему миру соблазняют разнообразием блюд. Но за фасадом гастрономической роскоши его все больше критикуют. Все громче звучит тревожный вопрос: сколько из этого действительно съедается?
По данным Индекса пищевых отходов UNEP, в 2024 году в мире выбросили 1,05 млрд тонн пищи, из которых 28% приходится на предприятия общественного питания, пишет nv.
Завтраки по системе "шведский стол" – одни из главных виновников: они создают вдвое больше отходов, чем порционные блюда (в среднем 300 г против 130 г на человека).
"Пищевые отходы - это не только выброшенная пища, но и зря потраченные ресурсы: земля, вода, энергия, труд. А на мусорнике все это еще и выделяет парниковые газы, нанося вред планетам", - объясняет Джоселин Дойл, руководитель отдела коммуникаций. предприятиям общественного питания в стремлении к экологической и социальной ответственности.
"Сокращение пищевых отходов - один из самых действенных шагов к устойчивому развитию. А завтрак - отличная точка старта", - считает эксперт.
Меньше еды - больше смысла
Отели по всему миру ищут способы снизить излишки пищи, не ограничивая комфорт гостей.
В сети Scandic Hotels в северной Европе уменьшили размер выпечки - но с возможностью подойти за добавкой.
Ibis использует маленькие тарелки, чтобы ограничить количество пищи за один раз.
В Hilton Frankfurt предлагают йогурты и фрукты в готовых порциях, а Novotel Bangkok ставит деликатные таблички с призывом: "Берите только то, что можете съесть".
Пэм Сунторньянакидж, известный тайско-американский шеф-повар, считает, что пора пересмотреть старые стандарты:
"Завтрак "все включено" - это символ прошлой эпохи, когда роскошь свидетельствовала о благополучии. Сегодня роскошь - это не количество, а качество, забота и осознанность. О гостях, о планете, обо всем".
Почему мы переедаем за шведским столом
Психолог и исследовательница потребительского поведения Келли Хоус объясняет: чем больше вариантов, тем больше мы едим. Это называется "эффектом разнообразия".
А при самообслуживании гости склонны недооценивать размеры порций и брать с избытком.
"Гостям кажется, если уж они заплатили за шведский стол, то должны взять побольше и съесть побольше. А в отпуске мы вообще позволяем себе больше, даже зная о вреде пищевых отходов", - объясняет Хоус.
Маленькие уловки - большие изменения
Чтобы не обидеть гостя, но при этом сократить отходы, отели прибегают к так называемым "поведенческим подсказкам".
Среди них:
тарелки меньшего размера и ограниченное количество посуды;
меньшие порции с акцентом на возможность возвратиться за добавкой;
ненавязчивые таблички с посланиями типа "Мы всегда с радостью пополним - не берите лишнего";
расположение блюд: сначала легкие салаты, затем - сытные блюда;
мобильные кухни под заказ, где блюда готовят на глазах у гостей.
84% путешественников, по данным Booking, считают важным экологическое потребление, и все большее из них делают выбор в пользу осознанного питания даже в путешествиях.
Отели, учитывающие эти преимущества, сегодня выиграют.
Завтрак с сознательным вкусом
Часто путешествующая Дханашри Тосар полностью отказалась от "шведских столов".
"Я всегда теряюсь в выборе, переедаю и потом сожалею. А в одном из отелей в Бангалоре мне подали завтрак поэтапно: свежие фрукты, яйца с травами, домашний пирог. Это было сознательно. Без перебора. Чувствовалась забота - и обо мне, и о мире вокруг", - сказал он.
"Когда гостиница разделяет мои ценности - это чувствуется и ценится".
Новый подход к роскоши
Сегодня все больше гостиниц делают ставку на персонализированный подход.
Завтраки от шеф-поваров Six Senses, приготовленные из продуктов с местных рынков.
Коллаборация с кондитерами, баристами и чайными мастерами в Anantara. Утренняя йога и медитации с завтраком в Aman.
Компания Hilton Worldwide, имеющая более 6000 отелей в 100+ странах, стала целью уменьшить пищевые отходы на 50% к 2030 году в рамках Целей устойчивого развития ООН.
В Hilton Tokyo Bay практикуют кухни из ИИ.
Conrad Singapore использует овощи, которые по форме, размеру или цвету не соответствуют общепринятым стандартам.
Hilton Shenzhen Shekou перерабатывает отходы в удобрение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Шведский стол: что можно, а что недопустимо делать по неписаным правилам
В Индонезии и Филиппинах сеть гостиниц Hilton жертвует излишки пищи благотворительным организациям.
Что вместо шведского стола
Найти баланс между разнообразием, которое ждут гости, и минимизировать излишки - непросто, отмечают эксперты.
Многие гостиницы начали мониторить объемы отходов, корректируют меню, предлагают завтраки по заказу, мини-бары с легкими блюдами и дополнительное меню.
"Идея не в том, чтобы лишить гостя выбора, а в том, чтобы сделать этот выбор более взвешенным", - говорит Джоселин Дойл.
"Рассказывайте о ваших усилиях на сайте и в социальных сетях, ставьте информационные таблички, чтобы гости чувствовали себя частью решения, а не проблемы".
По мнению Дойла, гостиницам следует серьезно задуматься об отказе от шведского стола - и вместо этого улучшить сам завтрак как часть общего впечатления от пребывания.
"Ведь завтрак - это последняя часть сервиса перед выездом. Почему бы не сделать его теплым, индивидуальным и незабываемым?".
Офисный этикет - это не просто вопрос уважения к другим людям. Особенно когда речь идет об офисном обеде.
Еда, которая доставляет удовольствие одному человеку, может быть слишком обременительной для обеда другому. Возможно стоит приберечь особо ароматные блюда, такие как рыба или сильно приправленные гарниры, для дома или отдельной обеденной зоны, если таковая есть. И что бы вы ни ели, не оставляйте пищу надолго.
Комментарии