П ричины аварии морских судов, случившейся 11 ноября в Керченском проливе, должна определить комиссия, расследующая дело. Сергей Таращук, председатель национального экологического центра Украины, говорит, что виновны капитаны судов. Они перевозили контрабандный груз, поэтому не послушали синоптиков, предупреждавших о шторме. Кроме этого, у большинства пострадавших кораблей истек срок эксплуатации.
— Вне эфира на одном из телеканалов министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич рассказывал, что капитан российского судна "Нахичевань" послал матом украинских спасателей, подъехавших предупредить о шторме, — говорит Таращук.
"Нахичевань" перевозил почти 2,5 тысяч тонн серы.
В целом из-за аварии в Керченском проливе в Черное море вытекло 6 тыс. т серы и 3,5 тыс. т мазута. По данным Министерства охраны природы и окружающей среды, от южной части пролива к Азовскому морю до сих пор плавает нефтяное пятно длиной 470 м и 1–3 м в ширину.
Как раз в конце осени в проливе начинается рыболовный сезон на хамсу. В эту время она мигрирует через Керченский пролив из Азовского моря в Черное. Для рыбы оно теплее. Однако с 12 ноября рыбачить в проливе запретили.
— Сегодня содержание нефтепродуктов в Керченском проливе в 50 раз превышает норму. Поэтому запрещение будет действовать, по меньшей мере, две недели, — говорит главный санитарный врач Крыма Сергей Лепик, 50 лет. — Вылов хамсы, например, в проливе пришелся на период с 11–13 ноября, как раз тогда, когда произошла авария.
Впрочем Лепик заверяет, что рыбаки ловили хамсу до того, как она попала в пролив, то есть еще в Азовском море. Выловили 900 т. Рыбу вроде бы проверяли — она не была испорченной. Ни один вид из тех, что мигрируют по проливу в Черное море, в основном ставридка и тюлька, не может отравиться мазутом, убеждает Сергей Лепик:
— Нефть находится на поверхности воды, а рыба живет на глубине 2–3 метра.
Сергей Таращук, 52 года, говорит, что авария в проливе может на несколько лет остановить вылов ставридки, хамсы и тюльки:
— Нас обманывают, когда говорят, что сера не вредна для рыб и не взаимодействует с водой. Сера — слабая кислота, и она действительно не взаимодействует с чистой водой. Но морская вода не является чистой. Там множество солей. И пока что неизвестно, как вещество поведет себя с ними.
59-летний Анатолий Яцик, директор Украинского научно-исследовательского института водохозяйственно-экологических проблем, объясняет, что реакция также зависит от подводных течений.
— Вся гадость, вытекшая из кораблей, не так повлияет на теперешних рыбок, как на их потомство, — говорит ученый.
Российские спасатели сообщают, что из-за вытока мазута в Керченском проливе погибло 30 тыс. птиц и еще столько же пострадали. В основном это утки, лисухи, бакланы. Из-за шторма, продолжающегося в Черном море, украинские экологи не могут сделать точные выводы относительно последствий аварий.
Комментарии