33-летний Василий Гнатюк девять лет прожил на Одесчине. Вернулся в родной город Тисменицу на Ивано-Франковщине, чтобы восстановить потерянный паспорт. Узнал, что по документам значится как умерший.
- Вы умерли, есть свидетели, которые видели ваши похороны. В документах записаны два человека, которые засвидетельствовали смерть. Так мне сказали. Есть даже моя могила. Но я туда не ходил, - рассказывает Василий.
Отца 56-летнего Василия Гнатюка нашел в интернате для престарелых. Их хату продали мошенники.
Гнатюк-старший два года находится в интернате для одиноких в селе Черниев Тисменецкого района. В Тисменице жил 20 лет. Когда работал в колхозе, получил две комнаты в доме на четырех хозяев, достроил веранду. Жили с женой Марьяной Марьяновной и сыном Василием. 10 лет тому назад жена умерла, сын выехал на заработки в Одессу.
- Если есть хозяйка в доме, то есть и хозяин. Когда жена была, держал свиней, кур и уток. Потом она упала с лестницы и побила себе голову. Это было зимой, не было за что держаться, она весила около ста килограммов. Поскользнулась, покатилась. Еще в больнице месяц я отмучился с ней, так и умерла.
Жил я сам. Лет восемь тому назад шел в Тисменице и нашел Ивана Грималюка - он пьяный замерзал на дороге. Отнес в больницу и его спасли. Потом мы познакомились, он у меня немного жил. Говорю, Иван, будешь меня обходить. Я умру, а хата останется тебе. Но он нашел себе Зоряну с двумя детьми и женился. С той женщиной они меня и обкрутили.
Зоряна Грималюк работала в отделе государственной исполнительной службы района.
- У них есть своя двухэтажная хата. Ее родственники подарили. Вторую я помог ему строить. Нутрии и свиней у них кормил. В хату она не пускала. Давали мне есть в гараже то, что и собака ела. Раз пришел к нему есть, а женщина говорит: дай ему какого-то вина, американского. Я то вино выпил и стал, как глупый. Завез меня к нотариусу, я что-то подписывал. Не помню, что. Потом он на утро приходит и говорит: Вася, ты свою хату продал. Но не выгнали меня, я еще немного пожил там.
В позапрошлом году сломал бедро.
- Поскользнулся на бетоне и упал. Иван меня отвез в больницу. Пролежал там два месяца, дали вторую группу инвалидности. За хатой никто не смотрел. Тогда Иван и Зоряна забрали меня оттуда. Думал, везут домой, а завезли в этот интернат. "Вася, побудешь здесь до лета, а мы тебе сделаем в хате ремонт", - сказали. Уже не только лето прошло, но и два года с тех пор. Мой дом продали за 15 тысяч долларов. Приехал ко мне новый хозяин и заставил выписаться. И я, как дурак, пошел и выписался. Испугался суда. Ивана больше не видел. Он пил моцно. Сейчас еще больше пьет, потому что жена деньги за мою хату забрала, а его выгнала. Было, что и меня они поили. Водки у них море было. Сейчас не пью, здесь меня хорошо контролируют. Хорошо кормят, все, как должно быть. Но в своей хате лучше.
Живу в комнате, нас здесь три мужчины. Немного на костылях похожу по хате и телевизор смотрю. Имею свой телевизор и холодильник. На улицу меня на коляске вывозят. Мама Екатерина Михайловна приезжает. Ей 80 лет, тяжело ездить. Вот коллега Юра ко мне зашел. Сел и говорит. Мы с ним раньше вместе делали работу. А теперь он сам, потому что я без ноги (Василию Гнатюку из-за заражения ампутировали левую ногу выше колени. - "ГПУ").
Дело Гнатюков расследует прокуратура. Установили, что их хату незаконно продали на основании договора пожизненного содержания. Новый хозяин там построил второй этаж. Зоряна Грималюк уволилась из государственной службы. Из Тисменицы выехала.
Василий Гнатюк-младший ждет отмены документов о своей смерти.
- Я девять лет живу без паспорта. Хотел заново сделать, потому что не могу 5-летнего сына Диму на себя записать, - говорит Василий Васильевич. - Да и жену хочу перевезти в родной город, потому что на Одесчине снимаем жилье, платим по 2 тысячи гривен в месяц.
Комментарии