19-летняя Валентина Новицкая родила девочку в Винницком районном роддоме вечером в понедельник. Ребенок здоров, весит 3,1 кг . Роды проводили несколько акушеров в отдельном корпусе с перекрытыми входами и выходами.
— Валю положили в больницу месяц назад, — говорит врач Алексей Видмеш. — Но не из-за плохого самочувствия. Должны были охранять ее и ребенка. Мне по пять раз за ночь звонили неизвестные и спрашивали, родила ли Валя. Говорю: "Откуда достали мой номер?", а собеседник бросает трубку.
Валентина выросла в селе Беликовцы Жмеринского района Виннитчины. Отец бросил семью. Дочку воспитала мать Людмила Просцевич и отчим Владимир Мичковский. В прошлом году девушка потупила на заочное отделение медико-психологического факультета столичной Межрегиональной академии управления персоналом.
53-летняя Людмила Просцевич возглавляет областное общество "Землевладелец Подолья". В конце 1990-х помогала крестьянам оформлять сертификаты на земельные паи, защищала обделенных. Помогла вернуть отобранные паи более чем десяти семьям из сел Вороновица и Майдан Винницкого района. Людмила Анатольевна жаловалась на бездеятельность прокуратуры Винницкого района. Прокурор получил выговор и обвинил Просцевич в мошенничестве. Против нее возбудили уголовное дело. Но обвинения не подтвердились.
В прошлом году в марте Владимир Мичковский поехал на заработки во Францию. От него не было никаких вестей. А через два месяца в пруде за селом нашли его украинский и загранпаспорта. Людмила Просцевич сообщила об этом в местную милицию.
— С тех пор к нам стали ездить три милиционера: Николай Жилавский, Виктор Шевченко и Виктор Мельник, — вспоминает Валентина.
Разговариваем с ней во дворе роддома.
Как красиво твое белье просвечивается сквозь сарафан
— Как-то в прошлом году в мае ожидали нас с мамой на автобусной остановке, —продолжает. — Жилавский сказал тогда: "Как красиво твое белье просвечивается сквозь сарафан". Я ничего плохого не подумала, потому что выросла со старшими братьями, в уважении к мужчинам. Милиционеры попросили поехать в райотдел распечатать объявление о розыске. Я согласилась. В Жмеринке приехали в квартиру. Они сказали, что в милиции сломался компьютер, и пошли на кухню пить. Меня оставили смотреть телевизор в комнате. Через два часа зашел Жилавский. Я поняла, что никаких объявлений печатать никто не будет. Спрашиваю: "Я могу ехать домой?". А он подсел ко мне и сказал, что сначала будет он со мной, а затем по очереди его "братья" — так они друг друга называли. Меня не били, но ноги были в кровоподтеках. Я цепенела от ужаса, все выполняла.
Говорит, что милиционеры ее запугивали: если будет сопротивляться, отправят маму в тюрьму.
— Мой отчим — музыкант. Он ездил во Францию, там хотел жениться на другой женщине, мадам Палетт. Рассказал об этом маме. Они поссорились. Тогда отчим написал записку: мол, если что-то случится, то виновата в этом мама. А после этого пропал.
После изнасилования девушку отвезли домой. Родным о том, что произошло, она не рассказала.
— Жилавский дал карточку для мобильного, чтобы я всегда была на по дхвате, — продолжает Валентина. — Могла получить э сэ мэ ску: "Через 15 минут будь на автобусной остановке. Шева". После того, как мы с мамой обвинили милиционеров, в селе ко мне подходили знакомые и говорили: "Ты, ментовская...".
14 сентября 2006 года Новицкий исполнилось 19 лет. Вечером она возвращалась с тортом домой от подруги, хотела праздновать с мамой. Вдруг остановилась легковушка с милиционерами. Девушку затолкали в салон, и машина рванула в посадку за селом.
— В тот раз было двое: Жилавский и Мельник, — всхлипывает Валентина. — Тогда я забеременела.
"Дорогая моя мама! Мои братья и все родные. Я пишу, может, в последний раз письмо, потому что не хочу больше так жить в страхе и боязни. Могу лишь сказать что меня довели до этого милиционеры, которые приезжали к нам Виталик, Коля, Витя. Я беременная, не знаю что делать, боялась тебе говорить. Простите, возможно, я сделала что-то не так. Я иду из мира потому что стыдно и гадко...", — написала Валя в конце сентября в записке и пошла к речке Ревуха за село.
Людмила Просцевич как-раз была у соседки. Когда вернулась — заметила на телевизоре записку. Мобильный дочки не отвечал. Женщина побежала на речку. Валя стояла на коленях и смотрела с моста вниз. Мать убедила ее вернуться домой.
На следующий день Людмила Анатольевна написала жалобу в областную прокуратуру и департамент внутренней безопасности областной милиции.
— Мы с мамой пошли к начальнику райотдела, он вызывал в кабинет всех троих милиционеров, — вспоминает Валентина. — Жилавский сидел посередине. Сказал, что у него ничего со мной не было. Я сорвалась: "Посмотри мне в глаза и скажи, что ничего не было!". Он опустил глаза и покраснел.
Валентина хочет получить диплом и помогать женщинам, которые пострадали от насилия.
С Людмилой Просцевич разговариваем в одном из жмеринских кафе. В помещение заходит высокая красиво одетая блондинка.
— Мама одного из насильников, — кивает Людмила Анатольевна. Та слышит и отворачивается. — Все трое до сих пор работают в милиции, райпрокуратура отказалась возбудить уголовное дело. Сказали, что нет состава преступления. В объяснительной записке милиционеры написали, что Валя их оклеветала.
В прошлом году 20 декабря, в День милиции, Людмила Просцевич пикетировала облгосадминистрацию. Губернатор Александр Домбровский увидел плакаты и вызывал к себе областных прокурора и начальника милиции. Попросил разобраться.
— По заявлению Просцевич проведена проверка, — говорит прокурор Жмеринской межрайонной прокуратуры Анатолий Клитюк. — Факт изнасилования не подтвердился.
12 июня Людмилу Анатолиевну приняла уполномоченная по правам человека Нина Карпачева.
— Расправляться с Просцевич начали из-за того, что она защищала права крестьян на землю, — считает Нина Ивановна. — То, что ее дочку изнасиловали милиционеры, свидетельствует о бесправности и незащищенности общественных активистов.
Начальник департамента информации и общественных связей МВД Констянтин Стогний говорит, что разговаривал с руководителем милиции Винницкой области Василием Полищуком.
— Областное руководство заинтересовано, чтобы в милиции работали честные и порядочные люди, — заверяет Стогний. — За счет управления проведут экспертизу милиционеров на ДНК. Если она подтвердит заявление Новицкой — делом займется прокуратура.
Комментарии
28