29-летний Дмитрий Демин в десятый раз будет встречать Новый год за решеткой. Мужчину приговорили к пожизненному заключению. Наказание отбывает в тюрьме N1 города Винница.
Демин — высокий мужчина в темно-синей тюремной спецовке и серых шерстяных ботинках-бурках. С левой стороны нашивка "Демин Д. 1979 г.р.".
— Извиняюсь, что небритый. От электробритвы сильное раздражение, — просит прощения. Общаемся в кабинете оперативного работника.
Дмитрий говорит, что в тюрьме изменился, стал спокойнее. Старые знакомые его не узнали бы.
В 1998 году Демина приговорили к смертной казни. Он задушил любимую, 15-летнюю Тамару. Отрезал голову, из черепа девушки изготовил подставку для карандашей. Разрисовал в восточном стиле, поставил на свой рабочий стол.
— С Тамарой встречались, — продолжает Демин. — Потом она надолго начала убегать. Туда поедет, сюда. Знакомые говорили, что на вокзале занимается проституцией. Сначала как-то воспитывал. Когда надоело, закрыл этот вопрос.
Накануне вынесения приговора в Украине запретили смертную казнь. Заменили ее пожизненным заключением.
В Винницкой тюрьме отбывают наказание более 300 пожизненников. Дмитрия называют художником. В камере он имеет угол. Говорит на него рабочая зона. Там стоят краски, подставки для полотен. Ежегодно рисует по 12 картин. Вокруг отопительной батареи на стене нарисовал камин. Так уютнее, говорит. В кабинете оперативника висит первая его тюремная работа — портрет Феликса Дзержинского.
Снятся разноцветные сны. Часто девушки. Я к ним прикасаюсь
— Рисовать всегда нравилось. Когда было 6 лет, заказал у Деда Мороза масляные краски. Просил их у мамы. Но она не купила. Думала, что я ковер испачкаю. Особенно интересовали японские и скандинавские стили. Рыцари, викинги, драконы, женщины-воины с мечами, топорами. Еще — природа, особенно море. Сейчас мои картины дарят в детские дома и для престарелых.
По окончании школы Дмитрий проучился полтора года в художественном училище.
— Мне снятся разноцветные сны, — улыбается. — Часто девушки. Я к ним прикасаюсь. Кошмары не мучают.
К новогоднему столу мужчина заказывает у родных продукты.
— Кока-кола такая же шипучая, как шампанское, — добавляет. — Наделаю салатов. Нравится с крабовыми палочками и кукурузой. Мечтаю о холодце, который когда-то бабушка делала. А еще, конечно, колбаса и все такое, которое может долго храниться. И майонез, потому что майонез — это здорово!
Заключенным позволяют смотреть телевизор до десяти вечера. В новогоднюю ночь — до 02.00.
— Смотрим те мюзиклы, — говорит. — Но надолго не хватает, надоедают.
Дмитрий живет в камере с соседом Ярославом, тоже пожизненником. У них есть традиция — под бой новогодних курантов просят друг у друга прощения.
Больше всего запомнилась Дмитрию встреча 1997 года.
— Это тоже был год Быка, — улыбается мужчина. — За два дня я сделал из обоев четырехметровый плакат. На фоне ночного Нью-Йорка нарисовал быка. Он был стиляга: в смокинге, с бабочкой, в темных очках, с сережками.
Демину нравится рисовать природу. Идеи черпает из фоторепродукций художников Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шишкина, Айвазовского, Рубенса. В тюрьме мужчину навещает мать Наталия Борисовна. Она работает учителем-программистом местных школ. Приезжает раз в полгода.
— Если я живу, а не умер еще в детстве или юности, значит, это кому-то нужно, — задумывается Дмитрий. — Надеюсь, что когда-то меня освободят. Мечтаю учиться на факультете культуры и искусства во Львовском национальном университете.
Комментарии